СТРОЕНИЕ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ
УРОК № 99
Тема. Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение слова, словообразование», «Орфография»
Цель: повторить и обобщить усвоенный учащимися материал; воспитывать у школьников усердие и настойчивость в обучении.
Оборудование: учебник.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
2. Распределительный диктант.
Задание: записать слова в две колонки: в первую - слова, которые пишутся с приставкой пол - через дефис, во вторую - те, что пишутся с приставкой пол-вместе.
Пів'ялинки, пол-Украины, полумесяца, півкабінету, пол-Днепра, півкниги, пів'явора, пол-Ялты, піволівця, пол-России, пол-Винницы.
3. Игра «Отгадай загадку».
Задание: отгадать загадки. Записать отгадки (сложные слова), объяснить их созидания и правописание.
И не солнце и не луна, а светит ясно, как днем. (Электролампа.)
Мы поймали нашу речку и домой принесли, затопили жарко печку и купаемся мы. (Водопровод.)
Посередине печка, а по бокам река. (Самовар.)
По полю ползет, траву грызет. (Сенокосилка.)
Не человек, а говорит. (Радиоприемник.)
Не умею читать, а весь век пишу. (Авторучка.)
4. Работа у доски.
Задание: записать предложения, подчеркнуть сложносокращенные слова, объяснить их творения.
И неугасимая слава Мхата, как наша молодость, живая. (М. Рыльский.)
Некоторым подразделениям комбат разрешил короткую передышку. (О. Гончар.)
Шура осталась в медсанбате полка. (О. Гончар.)
5. Перевод на украинском языке.
Задача: перевести на украинский язык. Сравнить написание слов в обоих языках.
Образец: товарищеский - товарищеский.
Чешский, казахский, узбекский, братский, волжский, французский, казацкий, запорожский, одесский, рижский.
6. Творческая работа.
Задача I: добавить к поданным слов нужный префикс (с-, со-, с-, роз-, без-).
Бить, писать, грамотный, защитный, говорить, вязать, бегать, ставить, совестливый, ответственный, жалостный, сыпать, копать, бросить.
Задача II: дописать префиксы пре-, при - к словам. Объяснить свой выбор.
Добрый, гадать, бить, сесть, мудрый ход, объединиться, веселый, морской, заботиться, слушаться, большой, тихий, богатый, дорогой.
7. Работа у доски.
Задача I: разобрать слова по строению.
Пеньочок, лесостепной, волейболист, впервые, расшатают, совпадает, неспокойно.
Задача II: к поданным слов подобрать однокоренные.
Стрела, лето, зверь, охотник, лень, день, книга.
8. Творческая работа.
Задание: составить и записать предложения со словами сладкое, прошлое, ранен, очередной, образованные способом перехода из одной части речи в другую.
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учебник, упражнение 641.