Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС
Планы-конспекты Для школ с русским языком обучения

СТРОЕНИЕ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ

 

УРОК № 99

Тема. Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение слова, словообразование», «Орфография»

 

Цель: повторить и обобщить усвоенный учащимися материал; воспитывать у школьников усердие и настойчивость в обучении.

Оборудование: учебник.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

2. Распределительный диктант.

Задание: записать слова в две колонки: в первую - слова, которые пишутся с приставкой пол - через дефис, во вторую - те, что пишутся с приставкой пол-вместе.

Пів'ялинки, пол-Украины, полумесяца, півкабінету, пол-Днепра, півкниги, пів'явора, пол-Ялты, піволівця, пол-России, пол-Винницы.

3. Игра «Отгадай загадку».

Задание: отгадать загадки. Записать отгадки (сложные слова), объяснить их созидания и правописание.

И не солнце и не луна, а светит ясно, как днем. (Электролампа.)

Мы поймали нашу речку и домой принесли, затопили жарко печку и купаемся мы. (Водопровод.)

Посередине печка, а по бокам река. (Самовар.)

По полю ползет, траву грызет. (Сенокосилка.)

Не человек, а говорит. (Радиоприемник.)

Не умею читать, а весь век пишу. (Авторучка.)

4. Работа у доски.

Задание: записать предложения, подчеркнуть сложносокращенные слова, объяснить их творения.

И неугасимая слава Мхата, как наша молодость, живая. (М. Рыльский.)

Некоторым подразделениям комбат разрешил короткую передышку. (О. Гончар.)

Шура осталась в медсанбате полка. (О. Гончар.)

5. Перевод на украинском языке.

Задача: перевести на украинский язык. Сравнить написание слов в обоих языках.

Образец: товарищеский - товарищеский.

Чешский, казахский, узбекский, братский, волжский, французский, казацкий, запорожский, одесский, рижский.

6. Творческая работа.

Задача I: добавить к поданным слов нужный префикс (с-, со-, с-, роз-, без-).

Бить, писать, грамотный, защитный, говорить, вязать, бегать, ставить, совестливый, ответственный, жалостный, сыпать, копать, бросить.

Задача II: дописать префиксы пре-, при - к словам. Объяснить свой выбор.

Добрый, гадать, бить, сесть, мудрый ход, объединиться, веселый, морской, заботиться, слушаться, большой, тихий, богатый, дорогой.

7. Работа у доски.

Задача I: разобрать слова по строению.

Пеньочок, лесостепной, волейболист, впервые, расшатают, совпадает, неспокойно.

Задача II: к поданным слов подобрать однокоренные.

Стрела, лето, зверь, охотник, лень, день, книга.

8. Творческая работа.

Задание: составить и записать предложения со словами сладкое, прошлое, ранен, очередной, образованные способом перехода из одной части речи в другую.

 

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учебник, упражнение 641.