Раздел VII
Культура Украины в
период становления
советской власти
ЛИТЕРАТУРА
Становление украинской советской
литературы происходило в напряженной борьбе с разнообразными литературными
группами и течениями, что в послереволюционный время появлялись, как грибы после дождя, и
претендовали на гегемонию в литературе. Серьезным тормозом в объединении
писательских организаций были политические и эстетические пролеткультівські
наставления. Впоследствии они начали добиваться “автономии” от государства, однако больше
вредили делу культурного строительства, чем помогали. Отграничение культуры
от “буржуазного” общества на практике было
игнорированием лучших традиций прошлого, что стало грубой ошибкой.
Освобождаясь от влияния модерністично-декадентских
течений, украинские писатели уже в годы гражданской войны дали образцы
настоящей поэзии, в частности “На майдане”, “Псалом железу”, “Сейте”, “Как упал же
он” П. Тычины, “Удары молота и сердца”, “Красные зори” В.Еллана-Голубого,
“Закзик”, “Каленая поэзия”, “Красный запев”. Чумака, “Возмездие”, “Красная
зима” В. Сосюры, “Свет с Востока”,
“Гудок” Г. Терещенко,
“Мои частушки” И. Кулика и др. На то время эти произведения оказывали большое влияние на
широкая общественность в Украине.
С переходом к мирному строительству
усилился бурное развитие украинской литературы. Появились сотни новых
создателей: А.Головко, П. Панч, М. Ирчан, И. Днепровский, И. Кириленко, П.Усенко,
Олесь Досвітний, И. Микитенко, Иван Ле, М.
Бажан, А. Копыленко,
Ю. Яновский, Ю. Смолич, О. Довженко, Остап Вишня, Есть. Плужник, С.Скляренко и др. Раскрывается
талант писателей, пришедших в литературу незадолго до революции или в годы
гражданской войны: п. тычины, М. Рыльского, В. Сосюры, И. Кочерги и др.
Центрами литературно-художественного
жизнь становятся клубы, сільбуди, библиотеки, редакции газет и журналов, профессиональные
союза. Появляются литературные, драматические, музыкальные кружки. Только в Киеве в
1921 г. они работали более чем в 30 клубах. Создаются и профессиональные
литературные и художественные объединения, в частности союз крестьянских писателей “Плуг”, которая ставила цель, “основываясь на
идеи тесного союза революционного крестьянства с пролетариатом, идти вместе с
последнее к созданию новой, социалистической культуры и распространять эти мысли среди
крестьянских масс Украины без различия национальностей”, а также союз пролетарских
писателей “Гарт”.
Попытки партии объединить писателей
в единую творческую организацию с четко выраженным идейным направлением вылились в
острую литературную дискуссию, начатую М. Волновым в 1925 г. Он и его
сторонники под предлогом борьбы за высокое художественное качество литературы, за
освобождение ее от малоталановитих людей создали новую литературную организацию -
Свободной академии пролетарской литературы (ВАПЛИТЕ). Они стояли на позициях
самобытности украинской национальной духовности и европейских традиций.
Существовали и другие литературные
объединения. В январе 1927 г. под знаком объединения литературных сил вокруг
актуальных задач социалистического строительства был создан Всеукраинский союз
пролетарских писателей (ВУСПП). Близко к ВУСПП стояло объединение
комсомольских писателей “Молодняк”, созданное в Киеве в конце 1926 г.
Под постоянной партийной критикой
была группа писателей, стоявших на близких к ВАПЛИТЕ позициях, сплоченных
в литературных организациях “Аспіс” (1923), “Звено” (1924-1926) и “Марс” (мастера
революционного слова), которая просуществовала до 1934 г.
Если в целом характеризовать
литературные направления того времени, то молодое поколение писателей прежде всего
было связано с символизмом и футуризмом. Названные литературные направления не
дают полной картины развития литературы в Украине. Это были лишь основные течения
литературного движения, поиски новых форм и современных средств самовыражения.
Ведущим жанром первых лет советской власти оставалась поэзия. Рядом с ее
дальнейшим развитием с середины 20-х годов начали появляться прозаические произведения
широкого эпического плана - романы и повести.
Прозу этого поколения представляют
А. Головко (роман “Мать”), Б.Антоненко-Давидович, который вызвал острую дискуссию
своим романом “Смерть” (1928), где показал
неприемлемость большевизма в Украине. К этому периоду относится роман
“Межгорье” Ивана Ле, “Черное озеро”. Гжицкого, в которых национальный вопрос в
первые годы советской власти стало першоплановим.
Талантливейшим писателем этой
генерации был Ю. Яновский, известный романами “Мастер корабля”, “Четыре сабли”,
где изысканным языком описана неудержимых в чувствах, одчайдушних повстанцев,
которые напоминают запорожцев.
Драматические произведения Я. Мамонтова, И. Кочерги, М. Ирчана
(“Семья щеточников” и “Подземная Галичина”), А.
Головка (“В красных шумах”), В.Минка (“Лесные вороны”), Д. Бедзика (“Шахтеры”),
И. Микитенко, а. корнейчука и других авторов свидетельствовали о бурном развитии
украинской драматургии, театрального искусства.
В начале 20-х годов на
западноукраинских землях также активизируется литературная жизнь. Во Львове в
1922 г. образовались две литературные группы: первая - “Логос”, объединявшей
поэтов католического направления - В. Линниченка, М. Луксицького, О. Моха,
О.Семчука (объединил их журнал “Прогресс”); вторая - при журнале “Митува”. К ней
входили молодые литераторы. Вскоре было создано объединение при журнале
“Литературно-научный вестник”, который возобновил свою деятельность в 1922 г.
заботами публициста и критика Д.
Донцова. В этом журнале
печатались Ф. Дудко, М. Матвеев-Мельник, В. Стефаник, Марко Черемшина. Среди новой генерации самыми активными были
Есть. Маланюк, Ю. Липа, О. Стефанович, Ю.Дараган, Бы. Портных, В. Лятуринская, Л. Мосендз, Ю. Клен и др.