Аристократия (от греч. aristos - лучший и kratos - власть) - 1) форма государственного правления, при которой вся полнота власти принадлежит высшему слою привилегированного положения или высшей родовой знати в рабовладельческом и феодальном обществах; 2) часть социальной структуры общества, которая охватывает людей, имеющих авторитет, влияние, власть и богатство; 3) люди, которые имеют определенные черты поведения и характеризуются устойчивыми высокоморальными установками и целями, воспитанные в строго определенном алгоритме норм морали и очерченных правил.
Трактовка А. постоянно менялось в процессе развития человечества. В истории античных политических идей исследования понятие "А." связано с именами Платона и Аристотеля. Платон определял А. как одну из реально существующих форм правления в Древней Греции (Афинах), когда наблюдается четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые обеспечивают и делают жизнь богатых беззаботным и потребительским. Аристотель рассматривал аристократию как одну из трех "правильных" форм государственного устройства (наряду с монархией и політією), по которой правители осуществляют управление государством исходя из общих общественных интересов и которая противостоит (вместе с двумя другими формами) трем "неправильным" формам государственного устоя, где правители руководствуются прежде всего интересами или одного (тирания), или немногих (олигархия), либо большинства (демократия). Иначе говоря, по Аристотелю, аристократия - это власть немногих лучших и избранных людей из знатных слоев общества, которые олицетворяют все самое рациональное и моральное в обществе и заботятся прежде всего об общем благе. Аристократическими республиками в древности были Спарта, Рим (VI - i вв. до н. э.), Карфаген, средневековые Венеция и Генуя, в определенной степени - Псковская и Новгородская феодальные республики на Руси.
В дальнейшем аристократическую форму правления выделяли Полибий, Бы. Спиноза, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, И. Кант, Г. Гроций, Болингброк, Э. Берк, И. Бентам и др. Обоснование правомерности аристократии ее приверженцы возводили, как правило, к постулювання гражданской и политической несостоятельности большинства населения, которой призвана править аристократическая элита. Постепенно аристократия олицетворяется с классическим, а затем и современным консерватизмом. ее чертами становятся защиту традиционных устоев, убежденность в незыблемости базовых политических ценностей, ориентация на эволюционное направление общественного развития и отрицание революционных изменений, недоверие к широких общественных движений. Иногда это дополняется проповедованием кастовости, замкнутости, противопоставлением себя другим социальным группам, вплоть до отказа допуска к участию в управлении государством и отрицания их права на изменение существующего жизненного уклада. В XIX в. распространенной была теория "ограниченной" общественной строения, согласно которой существуют правящая "председатель" (аристократия) и исполнительные "руки" и "ноги". Одновременно получила развитие теория "естественного" развития общества, идеологи которой также придерживались принципа незыблемости общественного разделения на тех, кому доверено править, и тех, кто должен выполнять указания правящего слоя. Эта теория допускала возможность "естественного" обновление управленцев, но при определенных условиях.
Политическое влияние аристократии определяется конкретными историческими условиями, национальными и другими особенностями, политической системой и политическим режимом каждого отдельно взятого государства. Различают наследственную аристократию и неспадкоємну; придворную, военную и др.
Платон. Государство // Собр. соч.: В 4 т. - М., 1994; Аристотель. Политика // Соч.: В 4 т. - М., 1975 - 1980; Паренти М. Демократия для немногих. - М., 1990; Поппер К. Открытое общество и его враги. - М., 1992; Ольшанский Д. Политико-психологический словарь, - М., 2002; Политологическая энциклопедия. В 2 т. / Под ред. Г. Ю. Семигина. - М., 2003.
Г. Калінічева