Урок 98
Тема. Правильное произношение звуков [г], [г], обозначение их буквами «е» и «вэ»
Цель: закрепить умение правильного произношения и написания слов с этими звуками; обогащать активный лексический запас учащихся словами со звуком [г]; формировать представление о фразеологизмы (без употребления термина), уместное их употребление в речи; воспитывать вежливость и уважение к окружающим; учить пользоваться толковым словарем.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и цели урока
1. Проверка домашнего задания (упражнение 178)
- Зачитайте выписанные группы родственных слов. В каждой назовите корень.
2. Минутка чистопису
ґа ге гу пуговица
- Подберите слова с этими буквосочетаниями. Составьте предложения и запишите их.
III. Работа над закреплением и углублением изученного материала
1. «Кто больше знает слов вежливости?» (упражнение 179)
- Прочитайте стихотворение. Назовите слова вежливости и выпишите их. (Доброе утро!)
- Какой звук обозначен буквой г в выделенном слове? (Звук [г])
- Какие еще слова вежливости вы знаете?
- Таких слов много, но часто они забываются, увы... Чем чаще вы будете употреблять слова вежливости, тем приятнее будет наша жизнь. Эти слова волшебные! Помните о них!
2. Самостоятельная работа (упражнение 180)
- Прочитайте слова, правильно произнося звук [д].
- Покажите на доске, как вы сделали звуко-буквенный анализ слова овод.
- Сколько в нем слогов? Можно ли это слово перенести?
3. Коллективная работа с учебником (упражнение 181)
- Прочитайте стихотворение.
- Подберите к выделенным словам однокоренные и запишите. Обозначьте корни.
- Допишите предложение по образцу. (А гусоньки заґеґочуть: «Ге - ге-ге!» )
4. Физкультминутка
5. Работа с фразеологизмами (упражнение 182)
- Прочитайте высказывания и подумайте, когда и о ком так говорят. В каких ситуациях вам приходилось слышать эти высказывания?
(Острый на язык - способен остроумно и метко говорить;
может горы перевернуть - может выполнить невозможную работу, сделать очень много;
ворон ловит - напрасно тратить время;
крутится волчком - юркая человек.)
Другие подобные высказывания вы слышали?
- Вот послушайте еще несколько примеров из сокровищницы украинской фразеологии и постарайтесь запомнить.
Хоть кол на голове теши - невозможно убедить упрямую или непонятливого человека;
не своим голосом - кричать очень громко, надрывно;
на галай-балай - сделать небрежно, бестолково, необдуманно, так-сяк.
Метко используйте подобные выражения в своей речи, и ваша речь приобретет красочности и эмоциональности.
6. Комментированный словарный диктант
Крыжовник, гава, крыльцо, шум, почва, шишка, овод, учтивый, пуговица, ґогель-могель.
- Запишите слова и подчеркните в них буквы ґ.
- Значения каких слов вы не можете понять? (Шум - сильный крик, шум; учтивый - галантный, вежливый, обходительный, почтительный; гоголь-моґель - яичные желтки, взбитые с сахаром) Значение этих и других высказываний можно найти в толковом словаре. Каждый раз, как только какое-то слово для вас новое, смотрите в словарь и смело употребляйте это слово в своей речи.
IV. Итог урока
- Какие звуки учились различать на уроке? Какими буквами они обозначаются на письме? ([Ґ] - «ге» - ґ, [г] - «е» - г)
- Количество слов со звуком [г] значительно меньше, чем с другими звуками. Назовите несколько, пользуясь толковыми словарями, что лежат у вас на партах.
- Подберите близкие по значению слова к слову учтивый.
- Какое значение имеют высказывания «хоть кол на голове теши», «кричать не своим голосом»?
- Как говорят, когда человек делает что-то кое-как, небрежно?
- А вы старайтесь все делать старательно и домашнее задание - тоже.
V. Домашнее задание с инструктажем
Упражнение 183 (по желанию), 184.