Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 2 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 98

Тема. Правильное произношение звуков [г], [г], обозначение их буквами «е» и «вэ»

 

Цель: закрепить умение правильного произношения и написания слов с этими звуками; обогащать активный лексический запас учащихся словами со звуком [г]; формировать представление о фразеологизмы (без употребления термина), уместное их употребление в речи; воспитывать вежливость и уважение к окружающим; учить пользоваться толковым словарем.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и цели урока

1. Проверка домашнего задания (упражнение 178)

- Зачитайте выписанные группы родственных слов. В каждой назовите корень.

image29

2. Минутка чистопису

ґа ге гу пуговица

- Подберите слова с этими буквосочетаниями. Составьте предложения и запишите их.

 

III. Работа над закреплением и углублением изученного материала

1. «Кто больше знает слов вежливости?» (упражнение 179)

- Прочитайте стихотворение. Назовите слова вежливости и выпишите их. (Доброе утро!)

- Какой звук обозначен буквой г в выделенном слове? (Звук [г])

- Какие еще слова вежливости вы знаете?

- Таких слов много, но часто они забываются, увы... Чем чаще вы будете употреблять слова вежливости, тем приятнее будет наша жизнь. Эти слова волшебные! Помните о них!

2. Самостоятельная работа (упражнение 180)

- Прочитайте слова, правильно произнося звук [д].

- Покажите на доске, как вы сделали звуко-буквенный анализ слова овод.

- Сколько в нем слогов? Можно ли это слово перенести?

3. Коллективная работа с учебником (упражнение 181)

- Прочитайте стихотворение.

- Подберите к выделенным словам однокоренные и запишите. Обозначьте корни.

- Допишите предложение по образцу. (А гусоньки заґеґочуть: «Ге - ге-ге!» )

4. Физкультминутка

5. Работа с фразеологизмами (упражнение 182)

- Прочитайте высказывания и подумайте, когда и о ком так говорят. В каких ситуациях вам приходилось слышать эти высказывания?

(Острый на язык - способен остроумно и метко говорить;

может горы перевернуть - может выполнить невозможную работу, сделать очень много;

ворон ловит - напрасно тратить время;

крутится волчком - юркая человек.)

Другие подобные высказывания вы слышали?

- Вот послушайте еще несколько примеров из сокровищницы украинской фразеологии и постарайтесь запомнить.

Хоть кол на голове теши - невозможно убедить упрямую или непонятливого человека;

не своим голосом - кричать очень громко, надрывно;

на галай-балай - сделать небрежно, бестолково, необдуманно, так-сяк.

Метко используйте подобные выражения в своей речи, и ваша речь приобретет красочности и эмоциональности.

6. Комментированный словарный диктант

Крыжовник, гава, крыльцо, шум, почва, шишка, овод, учтивый, пуговица, ґогель-могель.

- Запишите слова и подчеркните в них буквы ґ.

- Значения каких слов вы не можете понять? (Шум - сильный крик, шум; учтивый - галантный, вежливый, обходительный, почтительный; гоголь-моґель - яичные желтки, взбитые с сахаром) Значение этих и других высказываний можно найти в толковом словаре. Каждый раз, как только какое-то слово для вас новое, смотрите в словарь и смело употребляйте это слово в своей речи.

 

IV. Итог урока

- Какие звуки учились различать на уроке? Какими буквами они обозначаются на письме? ([Ґ] - «ге» - ґ, [г] - «е» - г)

- Количество слов со звуком [г] значительно меньше, чем с другими звуками. Назовите несколько, пользуясь толковыми словарями, что лежат у вас на партах.

- Подберите близкие по значению слова к слову учтивый.

- Какое значение имеют высказывания «хоть кол на голове теши», «кричать не своим голосом»?

- Как говорят, когда человек делает что-то кое-как, небрежно?

- А вы старайтесь все делать старательно и домашнее задание - тоже.

 

V. Домашнее задание с инструктажем

Упражнение 183 (по желанию), 184.