Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Образовательная политика - система мер, осуществляемых государством в сфере образования и направленных на обеспечение ее развития как одного из ключевых ресурсов модернизации общества. Такое значение образования обусловлено тем, что в отличие от традиционного общества, которое остается в целом неизменным, и где жизнь регулируется, вообще говоря, раз и навсегда определенными предписаниями, - в современном мире с природой его развития все время появляются новые реалии, для которых готовых решений нет, их надо изобретать (это то, что начиная с XIX в. называется "вопросами", например, "женский вопрос", "крестьянский вопрос", "рабочий вопрос" и др.). Оказывается, что когда не изобретены творческое решение этого вопроса, форма для интеграции новых реалий в общественную систему, то дело доходит до социального взрыва, который может разрушить государство (как это в течение двух прошлых веков произошло в ряде стран). Следовательно, нельзя оставлять проблему на самотек, надо найти для нее оригинальное решение. При этом самой наличия разумного решения того или иного "вопроса" недостаточно: проблема заключается в том, что реализация предложенного способа решения требует еще и соответствующей компетенции со стороны граждан; а обретение такой компетенции и является собственно образованием. В целом образование имеет двойное значение. В современную эпоху она выступает как фактор технологической модернизации (рост доли наукоемких производств, увеличение отдачи от инвестиций в образование, необходимость непрерывного образования для поддержания уровня конкурентоспособности экономики и т.д.). Время от начала эпохи возникновения всемирных явлений (всемирная промышленность, всемирный рынок, всемирная литература и т.д.), которые возникли на рубеже XVIII-XIX вв., образование понимается как феномен, имеющий загальноцивілізуючий влияние: по выражению одного из либералов, что больше в обществе будет школ, тем меньше будет тюрем. Следовательно, речь идет о приобретении как профессиональных, так и гражданских компетенции; они одинаково необходимы для реализации и личного, и общественного потенциала, а следовательно, в равной мере являются предметом заботы в О. п.; разрывать задачи профессионального и гражданского образования нельзя. Сама современная образовательная сфера является сложным образованием, которое требует обеспечения чередой разного рода ресурсов: информационных, технических, финансовых, правовых, следовательно - развития соответствующих инфраструктур. Как следствие, решение проблем в области образования связано с широким комплексом мероприятий, которые выходят за пределы сугубо внутренне-образовательных (изменений в сети образования, ее заведениях), и без их выполнения не может быть осуществлено. Наконец, следует отметить необходимость координации деятельности различных общественных групп (педагогов, предпринимателей, политиков) для осуществления изменений в системе образования, что и выступает как О. п. Опыт показывает, что без консенсуса элит последовательная О. п. невозможна.

Кремень В. Г. Образование и наука Украины: пути модернизации (Факты, размышления, перспективы). - К., 2003; Т Фиников. В. Современное высшее образование: мировые тенденции и Украина. - К., 2002; Darrell R. Lewis, Darwin Hendel, Alexander Demyanchuk. Private Higher Education in Transition Countries. - K., 2003.

Е. Щербенко