Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Ореховский Станислав Станиславович (1513 - 1566) - украинский просветитель. Общее образование получил в Перемышле, в 1526 - 1542 гг. учился в университетах Кракова, Вены, Виттенберга, Болоньи, Падуи, Рима. Три года жил в семье М. Лютера. С 1543 г. О. - приходской священник в Перемышле.

Автор многочисленных трудов канонического, историко-философского и правового характера. Свое учение о государстве и праве изложил в латиномовних произведениях "Отступничество Рима", "О турецкой угрозе", "Разрыв с Римом", "Наставление королю польскому Сигизмунду-Августу", "польские Хроники" (все написаны в 40-х - первой половине 50-х годов XVI ст.), "Квинкункс, или Образец польской короны", "Полития Польского королевства вроде аристотелевский политик", "Диалог, то есть Разговор о экзекуции польской короны", "право естественное" (все написаны во второй половине 50-х - 60-х годах XVI ст.) и др. Условно творчество О. можно разделить на два этапа: первый - примерно до конца 40-х годов и второй - до конца жизни. На первом этапе творчества на О. заметное влияние оказали идеи реформации, на втором - он занял процерковні позиции. Наибольший интерес для политической теории составляют, в частности, два его произведения: "Полития Польского королевства вроде аристотелевский политик" (1556), который остался незаконченным, и "Польские политические диалоги"(1563). В них О. подал свое видение сути государства, формы правления, устройства и различных проблем политической власти. Разработал ряд советов королю относительно правления государством, отмечая, что в основе функционирования христианского государства должно быть соблюдение права. О. впервые в Восточной Европе разработал так называемую пирамиду власти в Польше и четко занял позиции (в отличие от взглядов в молодые годы) подчинения светской власти духовной. Начиная с 1560 г. начал остро критиковать иноверцев в Польше, предложил (или не впервые) идею православной и католической унии. Для произведений О. был характерен темпераментный полемический стиль как на латинском, так и на польском языках. Концептуальное видение сущности государства и права, их происхождения и источников, идеального государственного правления, содержания и форм власти, взаимоотношений церкви и государства в О. складывалось под влиянием учений древних мыслителей, гуманистов ренессансной эпохи, библейских постулатов.

Идеальной формой государственного правления О. считал сословную монархию, ограниченную законом. Должность короля - выборная. Цель государства - удовлетворение безопасности и интересов гражданина. Управление государством - дело не для одного человека", она принадлежит королю, сенату и суда. Король - лишь "уста закона", его слуга. Сенат объединяет "лучших людей благородного происхождения". Унижение роли сената, пренебрежение им - путь к тирании. Закон является основой деятельности и независимости суда.

С. Ореховский считал, что управление государством - "самая тяжелая в мире дело". Поэтому он обращал внимание монарха на недопустимость уподобляться пчелам и хвататься за все, поскольку в таком случае король перестанет быть лидером, а превратится в "несчастного подданного несчастной государства". Монарх должен окружить трон рыцарями - людьми честными, достойными, талантливыми, не склонными к подхалимству, интриганства, двурушничества, обмана. Просветитель исходил из примата естественного права перед законом. Закон для него - "душа и разум государства". Но выше человеческих законов стоит естественное право как первооснова закона, залог настоящей свободы, равенства и справедливости. Если человеческие законы противоречат естественному праву, их можно и нужно менять или отменять.

С. Ореховский, как он сам писал, был представителем "русского народа в польском государстве", осознавал себя украинцем. Свои произведения он часто подписывал двойной фамилией (Ореховский-Роксолан, Ореховский-Русин). О. выступал против межнационального раздора, оказал существенное влияние на развитие политико - правовой мысли, в частности в Украине. Имел ораторский дар. Его речь На похоронах Сигизмунда И" было помещено в антологии "Речи знаменитых мужей", вышедшая в Венеции в 1559 г. (позже несколько раз переиздавалась в Венеции, Париже, Кельне).

Сумцов Н. Ф. Станислав Ориховский // Киев. Старина. - 1888. - № 11; Литвинов В. Д. Проблема государства в трудах В. Ориховского// Отечеств, обществ, мысль эпохи средневековья. - К., 1988; Сас П. М. Украинско-польский мыслитель эпохи Возрождения. Станислав Ореховский: на пути к историзма нового времени // УІЖ. - 1991. - № 1; Недзельская Н. /., Недзельский К. К. Политические взгляды Станислава Ореховского-Роксолана // Политологический вестник. - 1993. - № 1; Украинские гуманисты эпохи Возрождения. - Ч. 1-2. - К., 1995; Гуренко М. М. Проблемы прав и свобод человека в философско-правовом наследии Станислава Ореховского-Роксолана // Вісник Луган. ин-та внутр. дел. - 2001. - № 1; Мироненко О. М., Ореховский С. С. // Юридическая энциклопедия: В 6 т. / Редкол.: Ю. С. Шемшученко (голова редкол.) и др. - К., 2003. - Т. 4.

Ф. Медведь