Оппозиция политическая (от лат. oppositio - противопоставление) -1) противопоставление политических взглядов и действий одной группы лиц/ организаций взглядам и действиям другой группы, преимущественно той, которая представлена в структурах государственной власти; 2) группа лиц/организаций, которая исключена из процесса принятия решений органами власти и выступает против политических взглядов и действий представителей властных структур. Итак, понятию "оппозиция" свойственны процессуальный и институциональный аспекты.
Наличие О. п. является, как правило, атрибутом демократической политической системы и характеризует степень развития политического плюрализма в обществе. Существование О. п. аргументируется комплексом фундаментальных демократических прав и свобод, среди них - право на участие в управлении обществом, на свободное выражение своих взглядов и т.д. При отсутствии О. п. нивелируется основная характеристика политической демократии - выборный характер формирования органов политического управления.
Оппозиционное поведение формируется на основе политизации идентичности и политической мобилизации. В основе О. п. лежит отношение к власти социальной группы, интересы которой представляет субъект О. п. Активность оппозиции зависит от ситуации в обществе в целом. Чем выше уровень недоверия населения к власти, тем выше эта интенсивность. Требования оппозиционных организаций к власти отражаются в программах партий/организаций, предвыборных платформах, заявлениях с трибуны парламента, в масс-медиа и т.д.
В современных политических системах произведено нормативные требования относительно деятельности оппозиции и отношений между оппозицией и властью. Как говорил французский философ-экзистенциалист А. Камю, демократия - это не власть большинства, а защита интересов меньшинства. Сегодня отношения власти и оппозиции во многих странах регулируются законодательными актами, в которых, с одной стороны, інституціоналізовано право оппозиции на осуществление политических действий, с другой - предусмотрен комплекс требований, которые направлены на то, чтобы смягчить противоречия власти и оппозиции, не допустить дестабилизации общественно-политической ситуации.
Оппозиция может быть латентной (скрытой) или маніфестованою (сопровождается конкретными действиями). Переход от латентной оппозиции к маніфестованої получил название политической мобилизации. Для того чтобы такой переход не привел к негативным социальным явлениям, необходим хотя бы минимальный уровень организации.
По разным критериям О. п. может разделяться на массовую и элитную (кулуарной); системную и внесистемную (последняя не согласна не только с действиями властных структур, но и с самими устоями общественно-политического строя в стране); конструктивную (действия оппозиции направлены на улучшение качества политического управления, стимулирования власти к реформам) и деструктивную (направленные на создание препятствий в деятельности властных структур); государственную и антигосударственную и т.д.
Отношения власти и оппозиции является одной из форм политической коммуникации в обществе. Поэтому О. п. не следует путать с явлением ретритизму, то есть с уходом коммуникации с государством со стороны широкого круга социальных групп, свойственное постсоветским государствам.
Особенности деятельности О. п. в современных условиях в различных странах мира, развития отношений власти и оппозиции обусловлены началом становления постиндустриального общества, который характеризуется О. Тоффлером, в частности, как "эра смещения власти".
Конец эры биполярного политического противостояния (не только между странами, но и внутри отдельных стран) приводит либо к "войне всех против всех", или к общему миру. В этих условиях возрастает значение взаимной ответственности власти и оппозиции, их ориентированности на мирное разрешение политических конфликтов.
Проблемы становления О. п. в Украине связаны с отсутствием консенсуса политических сил по поводу стратегических перспектив реформирования страны, сохранением влияния внесистемных, в частности реваншистских политических сил, неадекватным отражением политических ориентаций населения в сфере политической конкуренции, оторванностью политических сил, в частности оппозиционных, от интересов населения. О. п., так же, как и властные структуры, представлена постсоветскими элитами, склонна к конфронтации, игнорирование национальных интересов. Ее трансформация в демократическую оппозицию возможна лишь при условии изменения фундаментальных правил политической деятельности.
Даль P. А Полиархия. Участие в политической жизни и оппозиция. - X., 2002.; Поршаков С. Политическая оппозиция в странах Запада // МзиМО. - 1993. - № 3; Михальченко М. Взаимодействие политической власти и оппозиции как политологическая проблема // Современная украинская политика: Политики и политологи о ней. - К., 2002; Бех В., Лукашєвич М. Морфогенетичний аспект формирования и контуры потенциального поля функционирования оппозиции в Украине // Современная украинская политика: Политики и политологи о ней. - К., 2002; Болдижар М., Блецкан М. Некоторые принципы формирования и деятельности оппозиции // Современная украинская политика: Политики и политологи о ней. - К., 2002; Пархоменко Т. Оппозиция и оппозиционность: сущность и политический имидж // Современная украинская политика: Политики и политологи о ней. - К., 2002; Политическая оппозиция: теория и история, мировой опыт и украинская практика: Материалы науч.-практ. конф. - К., 1996.
Есть. Перегуда