Урок 96
Тема. Звук [ф], обозначение его буквой «эф». Составление предложений. Произношение и написание слов факел, факел
Цель: учить правильно артикулировать слова со звуками [мин] и [ф]; упражнять в произношении слов с этими звуками; учить конструировать предложения из представленных слов; выяснить значение слов факел и факел, научить правильно их произносить и писать; воспитывать четкость и внимательность.
ХОД УРОКА
I. Врганізаційний момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания (упражнение 167)
Рассказ вы подготовили дома?
- Какие слова в предложении начинаются и заканчиваются согласным звуком? (Пастух прогнал)
- Какими согласными начинаются другие слова? (К, н, в, й)
2. Минутка чистопису
фи фо мин фиалка
- Подберите слова с данными буквосочетаниями. (Фигура, фикус, фига, форма, фокус, форель, хвастун, хвост, хворостина)
III. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы обратим особое внимание на правильное произношение слов со звуками [мин] и [ф], потренуємось в правильном написании слов с ними; будем учиться составлять предложения из представленных слов; выясним значение слов факел и факел, научимся их правильно произносить и писать.
IV. Работа над изучением нового материала
1. Упражнения в чтении скороговорки (упражнение 168)
- Прочитайте скороговорку, правильно произнося звук [ф]. Запомните его и расскажите соседу по парте.
2. Артикуляционное упражнение. Словарная работа
- Прочитайте слова в красной рамке, правильно их произнося. Запомните их правописание.
- Что означают слова факел и факел?
Факел - это переносной светильник в виде палки с намотанной просмоленной паклей для освещения, поджоги. Древний факел уже почти не встречается, потому что есть факел (например факел с олимпийским огнем). А для освещения существует много видов светильников. Один из переносных - фонарь. Итак, факел и факел - это слова, близкие по значению. Запишите эти слова, обозначьте ударения и запомните.
3. Коллективная работа с учебником (упражнение 170)
- Из данных слов составьте и запишите предложение.
- Прочитайте составленную рассказ, правильно произнося слова со звуком [ф].
4. Физкультминутка
V. Сакріплення изученного материала
1. Игра «Охота за [ф]»
- Слушая стихотворение Анны Чубач, всплеском в ладошки помечайте слово со звуком [ф]. Будьте внимательны, начинаю.
Фиолетовый фломастер
Красить цветы мастер.
Фиолетовые фиалки
Красил он для Наташи.
2. Самостоятельная работа (упражнение 171)
- Какие названия предметов вы записали? (Портфель, краска, шкаф, графин)
- Зачитайте предложения, которые составили.
- Назовите слова, которые заканчиваются на-фон.
3. Работа в группах (упражнение 172)
- Объединитесь в группы по 4 человека (по две парты). Пользуясь орфографічним словарем, запишите по два слова, которые могли бы разместиться в ячейках.
- Устно поставьте вопросы к записанных слов.
(Дополнительно можно провести конкурс кросвордистів, когда группы отвечают на вопросы друг друга.)
VI. Итог урока
- Назовите пять слов со звуком [ф].
- Назовите пять слов с сочетанием звуков [мин].
- Что общее между словами факел и факел?
VII. Домашнее задание с инструктажем
Упражнение 173.