Экономика
Файлы
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ

Раздел VII

Культура Украины в период становления

советской власти

 

ОБРАЗОВАНИЕ

 

Правительство Украины не разрабатывал свою законодательную базу, а опирался на декреты, произведенные Наркоматом образования в Москве, был также создан Народный комиссариат просвещения, в компетенцию которого вошло и руководство отраслями культуры.

Родители требовали гарантировать развитие национальной школы. В феврале 1920 г. ВЦИК издал декрет “О применении во всех учреждениях украинского языка наравне с великорусской”, в котором отмечалось, что одно преимущество великорусского языка недопустима. Народный комиссариат начал подготовку работников образования с обязательным изучением украинского языка и украиноведения.

В 1919-1920 гг. учителя для работы в школе избирались. В постановлении Наркомпроса от 10 мая 1919 г. “О выборах школьных работников” указывалось, что педагогический персонал школы должен пользоваться доверием населения, а потому надо, чтобы он сдал экзамен перед народом в форме выборов на должность. Для переподготовки учителей было создано краткосрочные педагогические курсы, а также педагогические школы, учительские и педагогические институты. В 1919 г. педкурси работали в 45 городах Украины. Впоследствии сеть педагогических курсов и педшкіл расширилась. Одновременно правительство Украины употреблял практических мер с целью облегчения тяжелого материального положения учителей, что сложилось в годы гражданской войны. В июне 1920 г. Совнарком Украины повысил им зарплату, обязал местные органы власти оказывать материальную помощь из общественных фондов.

Власть приложила немало усилий в борьбе с голодом, массовыми заболеваниями. В Украине в 1922 г. насчитывалось около 1,5 млн. беспризорных детей, сирот и полусирот. Для них организовывали детские дома. Так, если в 1921 г. насчитывалось 806 детских домов, то в

1923 г. - 1928. Количество детей в них за это время увеличилась почти втрое. Кроме того, здесь нашли приют более 250 тысяч детей из Поволжья, где голод был особенно ощутимый. Благодаря принятым мерам за короткое время с беспризорностью в республике было покончено. В детских домах создавались благоприятные условия для обучение и воспитание детей-сирот.

С улучшением экономического положения республики увеличивались ассигнования на образование. За 1923-1926 гг. они увеличились почти в 7 раз, что давало возможность расширять учебно-материальную базу и увеличивать количество школ и учащихся. Если на 1 января 1923 г. в Украине было 17110 школ, в которых учились 1417,8 тысяч школьников, то в 1926 г. - 17632 школы и 2105,7 тысяч учеников. Но на конец восстановительного периода еще более 40 % детей школьного возраста оставалось вне школы, особенно в сельской местности, хотя количество школ здесь увеличивалась быстрее, чем в городах.

Строя новую школу, власть заботилась о обеспечения ее учителями. их готовили курсы, педшколы и институты, увеличился и улучшилось их состав. Если в 1922-1923 гг. в школах Украины было 46 тыс. учителей, то в 1925-1926 гг. - 52 тыс.

Во второй половине 20-х годов было введен всеобуч. В начальной школе в 1927 г. им охоплювалось до 65 % детей школьного возраста, а в 1929 г. - 71 %. Особенно медленно внедрялось всеобщее обучение на селе.

Основным типом общеобразовательной школы в Украине оставалась семилетняя трудовая школа. Начиная с 1928/29 учебного года большую часть семилетних школ в городах было реорганизовано в фабрично-заводские семилетки (ФЗС), а в селах - в школы колхозной молодежи (ШКМ). В центре внимания органов народного образования появились вопросы трудового воспитания и политехнического обучение.

В октябре 1930 г. Наркомпроса Украины созвал Первый Всеукраинский съезд по вопросам политехнического обучения. Съезд принял правильные решения, но на практике они не выполнялись. Учебные программы, планы, учебники были несовершенными и часто менялись. Это отрицательно сказывается на подготовке учащихся, особенно при вступлении в средней и высшей специальной школы, на воспитании квалифицированных кадров.

По-другому складывалась система образования в западных регионах Украины. С первых лет установления польской власти в Галичине главными задачами школьной администрации стали ограничения сети украинских школ и их полонизация. Польская школьная администрация проводила политику полной централизации, замены украинских учителей на польских, обязательного введение польского языка. В середине 20-х годов украинские школы преобразованы в двуязычные. Количество украинских школ постепенно уменьшалась, а польских увеличивалась, со временем украинские было ликвидировано полностью.