Раздел VII
Культура Украины в
период становления
советской власти
ОБРАЗОВАНИЕ
Правительство Украины не разрабатывал свою
законодательную базу, а опирался на декреты, произведенные Наркоматом образования в Москве,
был также создан Народный комиссариат просвещения, в компетенцию которого вошло и
руководство отраслями культуры.
Родители требовали гарантировать развитие
национальной школы. В феврале 1920 г. ВЦИК издал декрет “О применении во всех
учреждениях украинского языка наравне с великорусской”, в котором отмечалось, что
одно преимущество великорусского языка недопустима. Народный комиссариат начал
подготовку работников образования с обязательным изучением украинского языка и
украиноведения.
В 1919-1920 гг. учителя для работы в
школе избирались. В постановлении Наркомпроса от 10 мая 1919 г. “О выборах
школьных работников” указывалось, что педагогический персонал школы должен пользоваться
доверием населения, а потому надо, чтобы он сдал экзамен перед народом в форме выборов на должность. Для переподготовки
учителей было создано краткосрочные педагогические курсы, а также педагогические
школы, учительские и педагогические институты. В 1919 г. педкурси работали в 45
городах Украины. Впоследствии сеть педагогических курсов и педшкіл расширилась.
Одновременно правительство Украины употреблял практических мер с целью облегчения тяжелого
материального положения учителей, что сложилось в годы гражданской войны. В
июне 1920 г. Совнарком Украины повысил им зарплату, обязал местные
органы власти оказывать материальную помощь из общественных фондов.
Власть приложила немало усилий в
борьбе с голодом, массовыми заболеваниями. В Украине в 1922 г. насчитывалось
около 1,5 млн. беспризорных детей, сирот и полусирот. Для них
организовывали детские дома. Так, если в 1921 г. насчитывалось 806 детских
домов, то в
1923 г.
- 1928. Количество детей в них за это время увеличилась почти втрое. Кроме того,
здесь нашли приют более 250 тысяч детей из Поволжья, где голод был особенно
ощутимый. Благодаря принятым мерам за короткое время с беспризорностью в
республике было покончено. В детских домах создавались благоприятные условия для
обучение и воспитание детей-сирот.
С улучшением экономического
положения республики увеличивались ассигнования на образование. За 1923-1926 гг. они
увеличились почти в 7 раз, что давало возможность расширять
учебно-материальную базу и увеличивать количество школ и учащихся. Если на 1
января 1923 г. в Украине было 17110 школ, в которых учились 1417,8 тысяч
школьников, то в 1926 г. - 17632 школы и 2105,7 тысяч учеников. Но на конец восстановительного
периода еще более 40 % детей школьного возраста оставалось вне школы, особенно в
сельской местности, хотя количество школ здесь увеличивалась быстрее, чем в
городах.
Строя новую школу, власть заботилась о
обеспечения ее учителями. их готовили курсы, педшколы и институты, увеличился
и улучшилось их состав. Если в 1922-1923 гг. в школах Украины было 46 тыс.
учителей, то в 1925-1926 гг. - 52 тыс.
Во второй половине 20-х годов было
введен всеобуч. В начальной школе в 1927 г. им охоплювалось до 65 %
детей школьного возраста, а в 1929 г. - 71 %. Особенно медленно внедрялось
всеобщее обучение на селе.
Основным типом общеобразовательной
школы в Украине оставалась семилетняя трудовая школа. Начиная с 1928/29
учебного года большую часть семилетних школ в городах было реорганизовано в
фабрично-заводские семилетки (ФЗС), а в селах - в школы колхозной молодежи
(ШКМ). В центре внимания органов народного образования появились вопросы трудового воспитания и политехнического
обучение.
В октябре 1930 г. Наркомпроса
Украины созвал Первый Всеукраинский съезд по вопросам политехнического обучения.
Съезд принял правильные решения, но на практике они не выполнялись.
Учебные программы, планы, учебники были несовершенными и часто менялись.
Это отрицательно сказывается на подготовке учащихся, особенно при вступлении в средней
и высшей специальной школы, на воспитании квалифицированных кадров.
По-другому складывалась система образования
в западных регионах Украины. С первых лет установления польской власти в
Галичине главными задачами школьной администрации стали ограничения сети
украинских школ и их полонизация. Польская школьная администрация проводила политику
полной централизации, замены украинских учителей на польских, обязательного
введение польского языка. В середине 20-х годов украинские школы преобразованы в
двуязычные. Количество украинских школ постепенно уменьшалась, а польских
увеличивалась, со временем украинские было ликвидировано полностью.