Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 2 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 95

Тема. Анализ проверочной работы. Согласные звуки, обозначение их буквами на письме. Составление устного описания мака за вопросами и рисунком

 

Цель: углублять знания о согласных звуках и способах их обозначения на письме; учить различать особенности произношения согласных и гласных звуков; развивать связную речь, обогащать лексический запас учащихся; воспитывать любовь к украинского языка как певучей, мелодичной, благозвучной.

ХОД УРОКА

I. Врганізаційний момент

 

II. Анализ проверочной работы

 

III. Актуализация опорных знаний

1. Фронтальное опрос

- Назовите все буквы украинского языка в алфавитном порядке. Сколько их всего? (Тридцать три)

- Как делятся буквы? (Те, которые обозначают гласные звуки, те, что обозначают согласные звуки, и знак смягчения. Всего три группы.)

- Сколько букв, обозначающих гласные звуки? (Десять)

- Тогда сколько букв, обозначающих согласные звуки в русском языке? (33 - 10 - 1 = 22 буквы)

2. Игра «Не спіткнись!» (упражнение 165)

- Прочитайте буквы цепочкой и произнесите соответствующие согласные звуки. Но будьте внимательны! Не споткнитесь, потому что есть один секрет. (Бе - [б], ве - [в],... ша - [ш], ща - [шч])

- Это и был тот камешек, который не стал вам помехой. Действительно, буква «ща» всегда обозначает два звука - [шч]!

3. Минутка чистопису

- Каллиграфически запишите все буквы украинского алфавита, обозначающие согласные звуки. Можно подглядывать в упражнение 165.

- Подберите слово с буквой щ и составьте звуковую модель.

 

 

IV. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы вспомним, что мы изучали о согласные звуки в 1 классе; будем тренироваться различать гласные и согласные звуки; будем учиться составлять описание по рисунку и вопросами, а также узнаем, почему наш родной украинский язык считают мелодичным, певучим и благозвучным.

 

V. Работа над углублением и закреплением знаний

1. Звуковой анализ слов (упражнение 166)

- Прочитайте слова вслух.

- Запишите в один столбик слова, в которых согласных звуков больше, чем гласных, а во второй - остальные слова.

Состав Ланы

прыжки рыбина

везде глаз

- Еще раз прочитайте слова и скажите, какие произносить было труднее. (Слова первого столбика произносить труднее)

- Как вы считаете почему? (Потому что несколько согласных подряд произносить труднее.)

- Под этим упражнением прочитайте вывод (дополнительный теоретический материал).

2. Выборочная работа (цепочкой)

- Выберите из слов на доске и зачитайте те, которые начинаются и заканчиваются на согласный звук.

Конь, орел, дерево, улитка, берег, озеро, локоть, песня, кружево, стыд, колено, ветер, еж, предмет, ромашка, перл, прыжок, осень, литр, чердак, мел, масло, стриж, окунь, олень, медведь, радость, гость, честь, март, месяц, группа, друг, очередь, декабрь, неделя, круг, кот, рыба.

3. Физкультминутка

4. Составление описания (упражнение 162)

- Рассмотрите рисунок и скажите, что на нем изображено.

- Да, это мак, растение, которое в Украине растет и среди огородных и садовых культур, и на лугах, и в поле. Особенно манят глаз большие красные заплаты мака полевого. Взгляните на эти фотографии и габаритные листе. (Гербарий - это коллекция засушенных растений.) Вот мак декоративный. И цветки у него большие, и цвета разнообразнее. Смотрите: и белый, и бледно-розовый, и сиреневый, и красный, и оранжевый! Но когда речь заходит о мак, то почти все, в первую очередь, представляют себе цветок мака именно красного цвета. Такой, как на нашем рисунке.

Посмотрите на него еще раз и скажите:

1) Какое у мака стебель? (Стебель мака в сочное, ворсисте.)

2) Какие листочки? (Листочки имеют рассеченную форму.)

3) Какие лепестки? (У мака большие красные лепестки.)

4) Какая серединка? (Серединка имеет форму шарика с черным пыльцой.)

5) Где растут маки? (Маки растут в поле, на огороде, в саду.)

- Запишите полный ответ на третий вопрос в тетрадь. (У мака большие красные лепестки.)

- Как проверить написание слова красные? (Июнь)

- А какое слово из этого предложения надо проверять по орфографічним словарем? (Лепестки)

5. Наблюдение за артикуляцией звуков (упражнение 163)

6. Работа с текстом (упражнение 164)

- Прочитайте текст.

- Как украинские хозяйки использовали мак?

- Когда мак освящали в церкви?

- Вместе с какими цветами мак складывали в букеты?

- Прочитайте первое предложение и опишите его. Найдите в нем слова со стечением двух или трех согласных. Подчеркните буквы, которыми они обозначены.

7. Работа с орфографічним словарем и взаємоперевірка

- Выпишите из словаря в первый столбик 5 слов со стечением согласных, а во второй - 5 слов без стечения.

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга.

 

VI. Итог урока

- Назовите буквы украинского алфавита, обозначающие согласные звуки. Сколько их?

- Почему наш язык считается мелодичной и певучей?

 

VII. Домашнее задание с инструктажем

Упражнение 167, дополнительный теоретический материал на с. 71.