Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

История Украины
Новейшая история Украины (1939 г. - наши дни)

Украина в годы независимости

Внутриполитические события после 1996 г.

В центре политической жизни Украины были парламентские и президентские выборы, противостояние между парламентской и президентской властью. В марте 1998 г. состоялись очередные выборы в Верховную Раду. Они впервые проводились по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе. В выборах приняли участие 30 политических партий и избирательных блоков, восемь из которых преодолели 4 %-ный барьер и получили депутатские места.
• Коммунистическая партия Украины (24,7 %)
• Народный Рух Украины (9,4 %)
• Блок Социалистическая партия Украины Селянская партия Украины «За правду, за народ, за Украину» (8,6 %)
• Партия Зеленых Украины (5,4 %)
• Народно-демократическая партия (5 %)
• Всеукраинское объединение «Громада» (4,7 %)
• Социал-демократическая партия Украины (объединенная) (4 %)
• Прогрессивная социалистическая партия (4 %)
Председателем Верховной рады был избран О. Ткаченко.
Выборы Президента Украины 1999 г. закончились переизбранием Л. Кучмы на второй срок (во втором туре выборов Л. Кучма набрал 56,25 %, а лидер КПУ П. Симоненко - 37,8 % голосов избирателей).
Повторное избрание Л. Кучмы обусловило значительные изменения в руководстве государством. Сначала Президент предложил Верховной Раде дать согласие на повторное назначение премьер-министром В. Пустовойтенко, но депутаты не согласились. Зато кандидатура председателя Национального банка В. Ющенко 23 декабря 1999 г. была поддержана большинством правых и центристских фракций и даже частью социалистов.
Правящее в Верховной Раде левое крыло не поддержало президентский вариант реформаторского курса. Противостояние между Президентом и парламентом обострились. Реакцией на политику А. Ткаченко и его единомышленников стало образование 13 января 2000 г. новой парламентской структуры - парламентского большинства. Представители одиннадцати фракций, групп и внефракционные депутаты объединились. Координационный совет большинства возглавил Л. Кравчук. Противостояние привело к раздельных заседаний парламента. Координационный совет большинства поддержала Президента и правительство. Ющенко и заявила о намерении сменить руководство Верховной Рады. 21 января на заседании Верховной Рады 242 депутата проголосовали за изменения Регламента, отзыв О. Ткаченко и А. Мартынюка с должности председателя парламента и первого заместителя, 1 февраля уже 255 народных депутатов избрали председателем парламента. Плюща, его первым заместителем - В. Медведчука, заместителем - С. Гавриша. С 8 февраля реорганизованный парламент в полном составе продолжил работу в сессионном зале. Левые фракции были устранены от руководства парламентскими комитетами. Парламентское большинство было сформировано главным образом благодаря внешнему давлению президентской администрации, поэтому в ней шла борьба между проправительственными и пропрезидентскими фракциями. Это с самого начала ставило под сомнение возможность эффективной деятельности парламентского большинства. Создана в феврале 2000 г. в парламенте большинство в апреле 2001 г. распалась.
Важным событием первой половины 2000 г. стал референдум 16 апреля. Согласно указу Президента о всеукраинском референдуме по народной инициативе, на голосование было вынесено шесть вопросов: о недоверии Верховной Раде и предоставления Президенту дополнительных полномочий по роспуску парламента, ограничение депутатской неприкосновенности и уменьшение количества народных депутатов до 300, формирование двухпалатного парламента и принятия Конституции всеукраинским референдумом.
«Народная инициатива» была наспех организована командой поддержки курса президента. В случае успешной реализации замысла Президент получал возможность либо распустить Верховную Раду и, воспользовавшись уже отработанными избирательными технологиями, обеспечить избрание нового парламента со стабильной пропрезидентским большинством, или использовать результаты референдума как средство давления на Верховную Раду, заставляя ее быть более уступчивой.
Идеи референдума не поддерживались левыми и частью правых политических партий, а многие юристы высказывали сомнение относительно его конституционности. Указ о проведении референдума создал серьезные проблемы на международной арене, поставив под угрозу даже членство Украины в Совете Европы. Острая реакция европейских политиков объяснялась желанием не допустить установления в Украине авторитарного режима. Конституционный Суд Украины признал неконституционными первое и шестое вопрос референдума о недоверии Верховной Раде и о принятии Конституции всеукраинским референдумом), что в определенной степени успокоило украинцев и иностранных политиков. На референдум было вынесено четыре вопроса из шести запланированных. Голосование закончилось 16 апреля 2000 г. Более 80 % граждан ответили «да» на все вопросы. Оппозиция обвиняла власть в грубых фальсификациях, однако Центральная избирательная комиссия не обнаружила. Это был серьезный успех Президента. Однако лишь парламент имеет право вносить в Конституцию изменения, предусмотренные решениями референдума. Имплементация (выполнения, внесение в действующее законодательство) решений референдума затянулась, а после событий конца 2000 г. стало понятно, что, по крайней мере, этот состав Верховной Рады не сможет набрать необходимых 300 голосов для внесения соответствующих изменений в Конституцию.
Острота политической ситуации в стране была в значительной степени обусловлена исчезновением при невыясненных обстоятельствах оппозиционного журналиста Г. Гонгадзе. 28 ноября 2000 г. О. Мороз сделал в парламенте сенсационное заявление, что заказчиком уничтожение Гонгадзе якобы был Президент и его ближайшее окружение. В подтверждение этого лидер социалистов обнародовал аудиозаписи разговоров Президента, сделанные офицером его охраны майором М. Мельниченко, в которых речь шла также о взяточничество и коррупцию, административное давление на ход президентских выборов, о преследовании оппозиционных политиков, работников средств массовой информации и другие правонарушения. В начале 2002 г. американская экспертиза показала, что записи Мельниченко не смонтированы (правда, это происходило на фоне ухудшения украино-американских отношений).
«Кассетный скандал» стал толчком к формированию радикальной оппозиции, главными требованиями которой стали отставка Л. Кучмы и проведения внеочередных президентских выборов. В декабре 2000 г. образовался движение «Украина без Кучмы», в котором объединились различные, даже противоположные политические силы. Коммунисты не присоединились к оппозиционному движению, зато начали собственную кампанию под лозунгом «Украина без Кучмы и Ющенко».
17 апреля 2001 г. впервые за все время независимости Украины Верховная Рада заслушала отчет Кабинета министров о ходе выполнения программы деятельности правительства. Верховная Рада признала работу Кабинета министров неудовлетворительной и 26 апреля большинством голосов проголосовала за резолюцию недоверия Кабинету министров во главе с В. Ющенко. 28 апреля Президент подписал Указ об отставке правительства.
29 мая 2001 г. Верховная Рада дала согласие на назначение премьер-министром Украины А. Кинаха, который определил задачи нового правительства:
• усиление социальной направленности реформ;
• реформирование налоговой системы;
• поддержка и защита отечественных товаропроизводителей;
• активная структурная промышленная и аграрная политика, основанная на инновационной модели развития;
• обеспечение равных условий для всех субъектов хозяйствования;
• разработка и реализация стратегии развития топливно-энергетического комплекса;
• административная реформа направлена на повышение эффективности системы государственной власти и формирования гражданского общества.
В начале 2001 г. оппозиция провела в Киеве массовые манифестации. На Крещатике с участием нескольких партий был установлен палаточный городок с антипрезидентскими лозунгами. Палатки простояли три недели. По решению суда городок был снесен силовым путем, а участников акции временно арестованы. В разных регионах Украины состоялись демонстрации и митинги с требованиями расследования «кассетного скандала» и отставки Л. Кучмы. В ответ власть организовала демонстрации, форумы и эстрадные шоу в поддержку Президента. Кульминацией акций оппозиции стали события 9 марта 2001 г. - в день рождения Т. Шевченко, когда дошло до столкновений с милицией под стенами Администрации Президента. Милиция арестовала свыше 200 человек, преимущественно студентов, большинство из которых вскоре освободили, но 16 членов УНА-УНСО во главе с лидером организации А. Шкилем остались в тюрьме. Следствие и суд над ними продолжались более года.
Под давлением акций протеста власть вынуждена была отправить в отставку главу СБУ Л. Деркача и министра внутренних дел Ю. Кравченко. Однако после марта активность оппозиции ощутимо уменьшилась. Подавляющее большинство населения осталась вне акциями протеста. Попытка начать процедуру импичмента Президента не удалась - проект соответствующего постановления, внесенный в Верховной Раде 26 апреля, набрал лишь 209 голосов (при необходимых 226). Во второй половине 2001 г. оппозиция сосредоточилась на парламентских выборах и разошлась по разным избирательных блоках. Шагом к налаживанию политического диалога между властями и оппозицией стала встреча 11 апреля 2001 г. Президента с представителями 76 партий.
Одобренный в феврале 2001 г. Верховной Радой закон «О выборах народных депутатов Украины» предусматривал переход к пропорциональной избирательной системе (голосование по партийным спискам). Однако Президент наложил на него вето, мотивируя это тем, что такая система нарушает права граждан, которые не принадлежат к политическим партиям. По мнению оппозиции, настоящие мотивы были другие: в одномандатных округах, где голосование происходит по мажоритарной системе, административным органам легче контролировать выборы и подчинять их своим интересам. Опыт выборов 1998 г. свидетельствовал, что большинство представителей «партии власти» победила именно в одномандатных округах. Попытки преодолеть вето или достичь компромисса с Президентом не удались, и в октябре Верховная Рада согласилась с большинством предложений главы государства. Выборы, как и раньше, происходили по смешанной системе: одна половина депутатов избирались в одномандатных округах, а другая - по партийным спискам. В избирательных гонках приняли участие 33 политические партии и блоки, которые достаточно четко разделились на четыре лагеря. Главной силой пропрезидентского лагеря стал блок «За единую Украину», сформированный пятью партиями: Аграрной партией Украины, Народно-демократической партией, Партией промышленников и предпринимателей Украины, Партией регионов и «Трудовой Украиной». Блок возглавил глава администрации Президента В. Литвин, вторым номером в избирательном списке шел премьер-министр А. Кинах. На позициях поддержки власти стояли Социал-демократическая партия Украины (объединенная), Партия Зеленых Украины, блок Демократической партии и Демократического союза и несколько других партий и блоков.
Десять политических партий, среди которых Народный рух Украины, Украинский народный рух, Партия «Реформы и Порядок» и «Солидарность» образовали Блок В. Ющенко «Наша Украина», участники которого относили себя к умеренной, конструктивной оппозиции.
Основными силами некоммунистической оппозиции стали Социалистическая партия Украины О. Мороза и Блок Ю. Тимошенко, в который вошли четыре партии: «Батькивщина», «Собор», Украинская социал-демократическая партия и Украинская республиканская партия. Ю. Тимошенко удалось привлечь к своему блоку известных политиков: Л. Лукьяненко, А. Матвиенко, Г. Омельченко, В. Онопенко, Я. Головатого, С. Облако. Экономические программы социалистов и сторонников Ю. Тимошенко существенно разнились. Однако общими для них были требование импичмента Л. Кучмы и переход к парламентской форме правления.
Оппозиционность к режиму декларировала и Коммунистическая партия Украины под руководством П. Симоненко. Однако включение в ее избирательный список Генерального прокурора М. Потебенько, известного своей лояльностью к Президенту, заставило многих усомниться в декларируемой оппозиционности.
В целом выборы прошли без значительных нарушений, 4 %-ный барьер преодолели следующие партии.
• «Наша Украина» (23,5 %)
• КПУ (20 %)
• «За единую Украину» (11,8 %)
• Блок Ю. Тимошенко (7,2 %)
• СПУ (6,9 %)
• СДПУ(о) - (6,3 %)
В большинстве одномандатных округов победили кандидаты от блока «За единую Украину», преимущественно благодаря использованию административного ресурса, особенно на уровне областных государственных администраций. Благодаря этому блок смог получить наибольшее количество мандатов на выборах по партийным спискам занял лишь третье место, что свидетельствовало о ощутимую потерю доверия населения к руководству государства. Как и на предыдущих выборах, ни одна политическая сила не получила абсолютного преимущества в парламенте. Председателем Верховной Рады Украины был избран В. Литвина. Однако в июне 2002 г. «Единая Украина» распалась на семь фракций. Парламентские выборы 2002 г. зафиксировали серьезные сдвиги в политических предпочтениях украинского общества. Впервые коммунисты уступили лидерство блочные национально-демократического направления. Фракция КПУ оказалась третьей по числу после «Единой Украины» и «Нашей Украины».
21 ноября 2002 г. новым премьер-министром Украины стал глава Донецкой облгосадминистрации В. Янукович: за его кандидатуру, внесенную Президентом, проголосовали 234 депутата из 237 присутствующих на заседании Верховной Рады. В тот же день Президент подписал указ о его назначении. В своем выступлении перед депутатами В. Янукович подчеркнул, что первоочередной задачей будущего правительства является преодоление бедности народа, усиление среднего класса, с этой целью его правительство планирует снижение налогов для среднего и малого бизнеса.
В 2002 г. Президент заявил о необходимости проведения политической реформы с целью создания парламентско-президентской республики европейского образца. Оппозиция истолковала этот шаг как стремление Л. Кучмы усилить властные полномочия и с помощью внесения изменений в Конституцию добиться переизбрания еще на один срок.
6 марта 2003 г. был принят Указ Президента «О вынесении на всенародное обсуждение Проекта Закона Украины “О внесении изменений в Конституцию Украины”».
Приближение президентских выборов 2004 г. все больше активизировало политическую жизнь в стране.