Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Нация (от лат. natio - род, племя) - общность людей, независимо от их этнического происхождения, объединенных политическими интересами, осознанием своей общности на определенной территории (земли) с определенной государственной организацией (суверенитетом), единым гражданством, юридическими правами и обязанностями, культурой и традициями.

Конституюючими факторами Н. является территория, государство (или стремление и воля к ней), национальное сознание (осознание идентичности, социальной, культурной обособленности полиэтнической, как правило, сообщества). Важные, но не определяющие признаки Н. - особый менталитет и характер, историческая память и мифология, духовные и политические традиции, язык, экономико - хозяйственные, бытовые отличия.

Латинское слово "natio" означает родовую общность. Французская академия наук, в частности, в 1694 г. определила Н. как совокупность жителей одного и того же государства, страны, живущих по одним законам и используют одну и ту же язык. Позже понятие Н. приобрело более политического значения. Французские просветители сформулировали территориально-политическую концепцию Н. как группы людей, живущих на одной территории и подчиняются единым законам и другим правителям (правительствам). Такое толкование Н. связано с историческими особенностями западноевропейских стран (Англии, Франции, Испании), где границы государств не совпадали с границами этническими и языковыми, однако политическое единство в рамках государства в конце способствовало этническому и культурному сближению и формированию современных Н.

В 1861 г. английский ученый Дж. С. Милль определил Н. как самоуправления и гражданство. В противовес этой концепции в Германии была сформулирована (И. Гердер, Ф. Шлейєрмахер) этническая концепция Н., что базировалась на признании приоритета этнокультурных факторов в формировании Н. относительно политических. Впоследствии эта концепция была использована в марксистских толкованиях Н. В частности, вслед за К. Каутским И. Сталин в 1913 г. определял Н. как устойчивую общность людей, исторически сложившаяся, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющаяся в общности культуры.

Ф. Майнеке в 1907 г. в работе "Мировая буржуазия и национальное государство" назвал два типа Н. - государственную и культурную. Эта дихотомия сохраняется как определяющая в методологии исследования Н. и в современный период. При этом национально-государственное толкование Н. получило название западной концепции, культурно-национальное - среднеевропейской или восточноевропейской.

По Конституции Украины государство содействует консолидации и развитию украинской Н., ее исторического сознания, традиций и культуры, а также развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств в Украине (ст. 11). Основной Закон также предусматривает равенство конституционных прав граждан независимо от их этнического происхождения (ст. 24).

Геллнер 3. Нации и национализм. - М., 1991; Национализм и формирование наций. - М., 1994; Хобсбаум 3. Нации и национализм после 1780 г. - СПб., 1998; Старосельский В. Теория нации. - К., 1998; Малая энциклопедия ет - нодержавознавства. - К., 1996; Картунов А. В. Вступление в етнополітологи. - К., 1999; Рымаренко Ю. И., ШклярЛ. Есть, Рымаренко С. Ю. Этногосудаствоведение. Теоретико-методологические основы. - К., 2001; Смит Э. Национальная идентичность,- К., 1994; Касьянов Г. Теории нации и национализма. - К., 1999; Альтерматт У. Зтнонационализм в Европе. - М., 2000.

И. Кресина