Право
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Юридический словарь-справочник

Правовые акты государственного управления - волевые властные действия государственных органов (должностных лиц), которые они осуществляют на основании законов и выполнения их в процессе реализации функций государственного управления и направлены на установление (изменение, отмену) правовых норм или возникновение (изменение, прекращение) конкретных правовых отношений. Среди других правовых актов (законов, постановлений Верховной Рады, указов Президента и т.д.) акты управления выделяются прежде всего тем, что они являются основной юридической формой исполнительной и распорядительной деятельности государственных органов управления. С их помощью органы управления решают те задачи, которые относятся к их компетенции, осуществляют руководство хозяйственной деятельностью и социально-культурным строительством, определяющие компетенцию, формы и методы функционирования подчиненных государственных органов, предприятий и организаций, устанавливают права и обязанности граждан и общественных организаций в сфере управления, применяют средства морального и материального воздействия к работникам государственного аппарата, реагируют на неправомерные действия должностных лиц, граждан и организаций, создают условия для предотвращения правонарушений и обеспечения законности и правопорядка. П. а. д. у. отражают практически все стороны деятельности государственных органов в сфере управления. Реализация творчески-конструктивной функции актов управления обеспечивается тем, что на их основе непосредственно формулируются новые или изменяются действующие правила поведения в сфере управления, возникают и изменяются конкретные правовые отношения, отменяются устаревшие нормы поведения и т.д. Иначе говоря, акты управления - это разновидность правовых актов, в которых отражаются властные предписания органов государственного управления (или должностных лиц), направленные на установление или применение правовых норм (правил поведения) в сфере государственного управления. Как разновидность правовых актов акты управления имеют некоторые общие черты, присущие всем видам правовых актов. Во-первых, они являются проявлением одного из элементов государственно-властных полномочий соответствующих государственных органов. Государственные органы управления издают эти акты и обеспечивают их исполнение осуществлением контроля и применением организационно-правовых средств воспитательного и принудительного характера. Во-вторых, в П. а. д. у. отражены правовые предписания, сформулированные от имени государства. Они являются проявлением государственной воли, а потому обязательны для всех, кому адресованы, и для органов, которые их выдали. В связи с этим законодательство устанавливает специальный порядок изменения и отмены П. а. д. в. В-третьих, П. а. д. у. направлены на достижение определенного юридического результата: установление, изменение или отмену правил поведения, возникновение, изменение и прекращение правовых отношений. В отличие от других правовых актов акты управления - это форма исполнительно-распорядительной (управленческой) деятельности. Они имеют подзаконный характер и является средством реализации задач и компетенции органов государственного управления. Подзаконный характер актов управления означает, что их несоответствие требованиям закона влечет за собой отмену, поскольку закон имеет высшую юридическую силу по сравнению с любым актом управления независимо от того, какой орган - высший, центральный или местный - его выдал. Служебное назначение П. а. д. в. (а именно определение их как основного средства реализации компетенции органов государственного управления указывает на главную специфику и цель их издания) - решения задач государственного управления в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, которая осуществляется на основе требований законов и связана с повседневным руководством хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Следовательно, П. а. д. у. является специфическим орудием осуществления государственно-властных функций, с помощью которого регулируются и стимулируются в своем развитии общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления - одного из важнейших видов государственной деятельности.