Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Национально-культурная автономия - форма самоорганизации этнических групп для сохранения и развития их самобытной культуры и обеспечения соответствующих прав. В отличие от национально-территориальной Н.-к. а. устанавливается не на определенной территории компактного проживания этнической группы, а как экстерриториальная форма, связанная с дисперсным расселением этнического массива.

Национально-культурная автономия реализуется через такие организационные формы, как этнокультурные общества, центры, землячества, общественные советы и объединения. В Бельгии Н.-к. а. осуществляется через особые сообщества (фламандское, валлонское, немецкое), которые являются одним из двух видов субъектов бельгийской федерации. В Финляндии, где проживает часть шведов, образовано шведскую народную ассамблею (75 членов), Саамський парламент (25 членов). Саамський парламент образован в 1992 г. в Норвегии в результате выборов. Советы разных национальных меньшинств существуют при правительстве Австрии, Венгрии. В отдельных странах введены фиксированные нормы представительства малых разрозненных этнических групп в парламенте. Затем Н.-к. а. может включать, кроме вопросов культуры, реализацию властных функций: участие представителей меньшинств в деятельности центральных органов государства.

В Украине в 20-х - начале 30-х годов в рамках осуществления политики "украинизации" было создано 8 российских национальных районов, 7 немецких, 3 - греческих, болгарских, еврейских и 1 польский, в состав которых входило более 300 национальных сельских советов. Функционировало 3579 национальных школ, которые охватывали 400 тыс. учащихся различных национальностей, из них 1539 российских школ, 786 еврейских, 628 немецких, 381 польский, 121 молдавская, 73 болгарских, 16 греческих, 15 чешских, 10 армянских, 8 татарских и 2 ассирийские школы. Существовало 4 еврейские педагогические техникумы, 2 российских, 2 немецкие, польский и болгарский. Действовали Одесский немецкий, Николаевский русский и Киевский польский педагогические институты.

В демократических полиэтнических государствах Н.-к. а. получает легитимность и законодательное закрепление. Так, в РФ принят закон "О национально-культурной автономии" (1996). Вопросы реализации Н.-к. а. в Украине регулируются Конституцией Украины, Законом Украины "О национальных меньшинствах в Украине" (1992). В ст. 6 этого закона закреплено положение о том, что "государство гарантирует всем национальным меньшинствам права на национально-культурную автономию: пользование и обучение на родном языке или изучение родного языка в государственных учебных заведениях или через национальные культурные общества, развитие национальных культурных традиций, использование национальной символики, празднование национальных праздников, исповедание своей религии, удовлетворение потребностей в литературе, искусстве, средствах массовой информации, создание национальных культурных и учебных заведений и любую другую деятельность, не противоречащую действующему законодательству. Памятники истории и культуры национальных меньшинств на территории Украины охраняются законом". В Украине действует более 450 общественных объединений этнокультурного характера.

Этнический справочник. - К., 1996; Этнические меньшинства в Восточной и Центральной Европе. - К., 1994; Украинская нация и этнические меньшинства: перспективы интеграции в гражданское общество и будущее Восточной Европы. - К., 1994; Этнонациональный развитие Украины: термины, определения, персоналии. - К., 1993; Малая энциклопедия етнодержавознавства. - К., 1996; Национальные меньшинства Украины: Инф. довод. - К., 1995.

И. Кресина