Национальный характер - это совокупность социально-психологических черт (национально-психологических установок, стереотипов), свойственных национальной общности на определенном этапе развития, которые воплощаются в ее ценностном отношении к окружающему миру, а также в культуре, традициях, обычаях, обрядах. Национальный характер - это своеобразное, специфическое сочетание общечеловеческих черт, конкретных исторических и социально-экономических условий бытия нации, проявляющихся в ценностном отношении к окружающему миру. Н. х. является ведущим элементом в структуре национальной психологии, влияет на содержание всех ее элементов. Категорию Н. х. впервые ввели в научный оборот в XVIII в. И. Кант и Д. Юм. Этим понятием оперировали также Г. Гегель, И. Гердер, К. Гельвеций и другие мыслители. Для обозначения специфических психологических свойств этноса Лазарус и Штейнгаль употребляли понятие "дух народа". Фундаментальная работа В. Вундта "Психология народов" посвящена специфическим особенностям глубинных слоев психологической жизни различных человеческих сообществ. Украинские мыслители тоже обращались к особенностям украинской национальной ментальности, психологии и этнопсихологии (Г. Костомаров, В. Липинский, В. Щербаковский, Ю. Липа, Д. Чижевский, И. Мирчук, Бы. Крупницкий, О. Потебня, Я. Ярема, П. Федченко). Проблемам национального характера в пределах этнопсихологии на украинской почве посвящены работы О. Кульчицкого, Бы. Цимбалістого. В. Янова, М. Шлемкевича и др. Проблема исследования Н. х. является комплексной, требует совместных усилий философов, социологов, политологов, историков, этнографов. В прошлом проблеме Н. х. в гуманитарном знании почти не уделялось внимания, что нанесло ущерб теории и практике межнациональных отношений. На формирование черт Н. х. важное влияние оказывают такие факторы: социальные, экономические, исторические, географические. С изменением обстоятельств меняются и черты Н. х. Однако смена их происходит не так быстро. Отдельные черты Н. х. являются консервативными, и смена их происходит постепенно. Нужен такой методологический подход к выявлению сути Н. х., который бы объективно раскрывал содержание феномена. Нередко при анализе Н. х. оценивают чисто количественно, перечисляя те или иные черты, свойства Н. х., утверждая, например, что один народ терпеливый, другой храбрый, трудолюбивый. При таком подходе происходит противопоставление одного народа другому. Известно, что трудолюбие является общечеловеческой чертой, но в силу разных обстоятельств у различных народов формируются неодинаковые ценностные установки к труду, приобретая определенные черты Н. х. (положительных или отрицательных). Доброта, щедрость, задушевность, юмор, трудолюбие - все это черты украинского национального характера, но одновременно это и общечеловеческие ценности, проникнутые национальным бытием украинского народа и отражены в его культуре. В культуре народа, традициях, обычаях и обрядах раскрывается суть Н. х.
Гнатенко П. И. Национальный характер. - Д., 1992; Гнатенко П. И. Украинский национальный характер. - К., 1994; Медведь Ф. М. Национальное самосознание: некоторые вопросы становления // Национальная психология: Тезисы докладов и выступлений на межрегиональной научно-теоретической конференции. - Д., 1992; Медведь Ф. М. Украинский этнос: экологические реалии и перспективы // Церковь и социальные проблемы. Экология, экономика и христианская мораль: украинская действительность и перспективы. - Львов, 2000.
Ф. Медведь