Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Национальная политика в СССР (советский период) - особое место среди этнополитических процессов, происходивших в этот период в Украине, занимают процессы в 20 - 30-х годах XX ст. Это был сложный и противоречивый время, который дал и положительный опыт в осуществлении государственной политики в сфере межнациональных и межэтнических отношений (20-е годы), и сталинскую репрессивную национальную политику 30-х годов. В 20-е годы Украина вступила со сложной ситуацией в межэтнических отношениях, вызванной событиями Первой мировой и Гражданской войн, произошедших на ее территории. Во время Первой мировой войны жестких экономических притеснений со стороны царского правительства, прежде всего, претерпело немецкое население, которое позже попало под белогвардейские и махновские погромы. Затем, в годы Гражданской войны, греки, которые активно поддержали махновское движение, вместе с украинцами принимали участие в действиях махновцев против немецких колонистов. Этого же времени претерпело погромов, грабежей и преследований еврейского населения, которое проживало в городах и в земледельческих поселенческих колониях. Исследователи приводят в подтверждение этого такие примеры. В районе деятельности махновских формирований (Гуляйпольский уезд) были уничтожены еврейские земледельческие колонии Трудолюбовка и Нечаївка. Жилой фонд еврейских поселков на юге Украины был разрушен на 80 процентов. Перед политическим руководством Украины поставлена задача исправить положение дел, сложившееся в результате этих негативных явлений, наметить соответствии с потребностями времени необходимую государственную национальную политику, наладить мирную межэтническом взаимодействии в украинском обществе. В соответствии с решениями X (1921 г.) и XII (1923 г.) съездов РКП(б) Коммунистическая партия и правительство Украины осуществляли государственную политику в межнациональной области двумя основными путями: коренізаціею (украинизацией) и мерами в отношении национальных меньшинств.

Новое направление и содержание национальной политики вытекали из провозглашенного руководством СССР курса на коренизацию партийного и советского аппаратов. Этот курс был обусловлен следующими факторами: падением престижа интернациональных лозунгов и ценностей в условиях, связанных с переходом к Нэпу, либерализацией общества; ростом оппозиционных настроений в республиках и регионах и сугубо практической сложности управления территориями с другими языковыми и культурными ориентациями населения; ухудшением международной обстановки и попыткой разыграть национальную карту для оправдания геополитических притязаний. Москва также надеялась политикой коренізаціі продемонстрировать отличие своей национальной политики от имперской политики России и в случае вероятных неудач переложить ответственность на республиканское руководство. Суть официально провозглашенной XII съездом РКЩб) (17-25 апреля 1923 г.) политики коренізаціі заключалась в том, чтобы привлечь к распространению коммунистической идеологии в национальных районах СССР местные кадры, учесть национальные факторы при комплектовании партийного и государственного аппаратов. С этой целью был увеличен прием в партию представителей местного населения, расширялись общественные функции национальных языков, создавалась разветвленная сеть школ, средних специальных и высших учебных заведений, газет и журналов, культурно-просветительных учреждений и т.д. Руководство процессом украинизации было возложено на Комиссию Политбюро ЦК КП(б)У по украинизации (во главе с секретарем ЦК КП(б)У В. Затонским) и Центральную Комиссию украинизации советского аппарата при Совете Народных Комиссаров УССР (во главе с председателем СНК УССР. Чубарем). Основная роль в украинизации отводилась Народному комиссариату просвещения УССР, который в 20-х годах соответственно возглавляли Г. Гринько, В. Затонский, В. Шумский, М. Скрипник. Наряду с украинизацией в 20-х годах государственная политика в области национальных отношений предусматривала реализацию специальных мер содействия политическому и культурному развитию национальных меньшинств, вплоть до учета этнических факторов в административно-территориальном делении. С целью управления этими процессами была создана сеть специализированных советских, административных, культурно-просветительских, научных учреждений. Прежде всего в структуре органов государственной власти были сформированы специальные органы, которые проводили работу среди национальных меньшинств. В мае 1921 г. Президиум ВУЦИК принял решение о создании отдела национальных меньшинств при Наркомате внутренних дел. Дальнейший рост объема и усложнение задач работы обусловило создание в апреле 1924 г. при ВУЦИК Центральной Комиссии по делам национальных меньшинств (ЦКНМ). Комиссия с самого начала своей деятельности занималась разработкой изменений в административно-территориальном делении Украины с учетом интересов национальных меньшинств. Созданию национальных административно-территориальных единиц способствовало и предоставления льготных условий. Так, норма количества жителей, необходима для выделения обычных районов (25 - 45 тыс. чел.), снижалась до 10 тыс. чел. - для национальных районов и с 1000 до 500 чел. - при образовании национальных советов. Государственная политика в межэтнической сфере 20-х годов в целом положительно повлияла на процесс национального возрождения украинского народа, инонациональных групп населения. В составе Украинской ССР в 1930 г. было образовано 25 национальных районов, 1087 национальных советов: 450 российских (из них 41 - поселковый), 254 немецкие, 156 еврейских (68 поселковые), 12 чешские, 4 белорусские и 3 албанские. Особым направлением работы с іноетнічною частью населения были следующие: преодоление экономической отсталости, привлечения в сферу материального производства, изменение социальной структуры национальных групп.

Однако с конца 20-х - начале 30-х годов в национальной политике происходят кардинальные изменения, связанные с окончательным оформлением в СССР командно-административной системы. Фактически начала осуществляться сталинская национальная политика, которая, основываясь на социально-политических началах "казарменного социализма, привела к практическому восстановления имперского великодержавия в сфере межнациональных отношений в СССР, что было завуалировано идеологической доктриной "дружбы народов". Новый курс в национальной политике в Украине заключался, с одной стороны, в свертывании политики украинизации, а с другой - в коренном изменении работы с нацменьшинствами. Показательными в этом плане являются содержание работы и решения ноябрьского (1933 г.) объединенного пленума ЦК и ЦКК КП(б)У. На этом пленуме острой критике был подвергнут народный комиссар просвещения М. Скрипник. Если на июньском (1933 г.) пленуме ЦК КП(б)У М. Скрипника свергали за его "ошибки" в проведении украинизации, то на объединенном ноябрьском (1933 г.) речь уже шла о его "националистический" уклон. В частности, на пленуме говорилось, что в Украине "исключительное значение имело разоблачение и разгром националистического уклона Скрипника, уклона, что змикався с империалистическими интервентами фашистской Германии и панской Польши, которые пытались оторвать Украину от Советского Союза". Наряду с обвинениями в украинском "национализме" на пленуме прозвучали заявления о "фашистов" из среды национальных меньшинств.

В Украине под давлением из Москвы партийные органы приняли целый ряд решений, на основании которых осуществлялась сначала "чистка", а затем ликвидация учебных заведений, в которых преподавание велось на языках национальных меньшинств (как ячеек "буржуазно-националистического влияния").

Принимались и реализовывались решения о закрытии и реорганизации национальных культурно-образовательных заведений, редакций газет и журналов. В контексте общественной командно-административной политики осуществлялась реорганизация и ликвидация национальных административно-территориальных единиц как таковых, что не оправдали себя. Учитывая это, было принято ряд постановлений партийными и административными органами (постановление Политбюро ЦК КП(б)У "О Мархлевский и Пулинський районы" (17 августа 1935 г.); постановление Политбюро ЦК КП(б)У "О реорганизации национальных районов и сельсоветов УССР в обычные районы и сельсоветы" (16 февраля 1938 г.); постановление Политбюро ЦК КП(б)У "О ликвидации и преобразовании искусственно созданных национальных районов и сельсоветов" (7 апреля 1938 г.) т.д. В конце 1930-х годов с ликвидацией национальных районов и сельсоветов было прекращено функционирование системы национального районирования в Украине.

Партийно-государственное руководство Украины, выполняя указания Москвы, навязывало массовом сознании мнение о том, что представители немцев, поляков, других национальностей - потенциальные предатели, шпионы, диверсанты, вредительскую деятельность которых следует искоренять любым способом. Следствием такой политики стали репрессивные акции в отношении іноетнічного населения: увольнение с работы людей в связи с их национальной принадлежностью, депортации из мест компактного проживания представителей национальных меньшинств, фабрикация шпионских, диверсионных, повстанческих организаций, которые состояли из украинских, немецких, польских, греческих и других "националистов". Так, в ноябре 1936 г. Политбюро ЦК КП(б)У приняло постановление "О переселении польских и других хозяйств с пограничной полосы", в которой ставилась задача переселить весной 1939 г. 6-7 тыс. таких хозяйств, "главным образом за границы Украины". Местами депортации представителей этнических групп (немцев, поляков и т.п.) были "спец - поселение" в Казахстане, России, других регионах СССР. В 1933 - 1934 гг. репрессивными органами в Украине было "разоблачено" контрреволюционные организации "Союз освобождения Украины", "Польская организация войскова", "Национальный Союз немцев на Украине". На состоянии национальной сферы этого периода сказалась прежде всего политика официальной власти, которая осуществлялась в атмосфере подозрительности и предвзятости в отношении всех, кто принадлежал в прошлом к "мелкобуржуазных", "националистических", "большевистских" партий, которые действовали в Украине. Попытки отыскать "националистов", "фашистов" в среде национальных меньшинств, как и массовые репрессивные акции в отношении "врагов народа" в обществе, были вызваны административно-принудительными методами проведения внутренней политики. Репрессии в отношении "националистов" среди населения, в том числе и представителей национальных меньшинств, связывались с "международным фактором". Усиление антинемецкой и антипольской пропагандистских кампаний в связи с ухудшением политических отношений с Германией и Польшей вызвало особую предвзятость властных структур в отношении немецкого и польского меньшинств.

В 1939 и 1940 г. произошли важные исторические события. В состав Украины вошли западноукраинские и буковинские земли. Партийно-государственное руководство республики с целью скорейшей интеграции Западной Украины и Буковины в существующую политическую систему начало осуществлять в западных областях мероприятия по "украинизации" и удовлетворения этнокультурных потребностей национальных меньшинств. Было принято ряд постановлений об открытии польских, румынских, других национальных учебных заведений, издание литературы на языках национальных меньшинств. Однако в русле великодержавницкое шовинистического курса сталинского режима национальной политике, которая осуществлялась в западноукраинском регионе, как и в целом в Украине, были свойственны двойные стандарты. Политические решения, оценки, теоретические выводы, давались в официальных документах, средствах массовой информации, в корне отличались от событий, явлений и процессов, которые реально происходили на местах. Репрессивные акции, осуществляемые на западноукраинских землях против национальных меньшинств, нередко приобретали такого размаха и общественной огласке, что высшие партийные и государственные органы вынуждены были вмешиваться и вносить определенные коррективы в борьбу с "националистами" и "фашистами" в среде іноетнічного населения.

Под предлогом борьбы с украинским буржуазным национализмом жестоким репрессиям подвергался интеллектуальный потенциал украинского народа и часть коммунистов, выступавших на защиту национальных интересов. Значительных депортаций испытали украинцы во время розкуркулювань и разгрома национально-освободительного движения в западных областях Украины. В конце 30-40-х годов были проведены массовые депортации поляков, немцев, других этнических групп, крымских татар с мест их постоянного проживания, в том числе и за пределы Украины.

В следующих 1950 - 1970-х годах в УССР, как и в других республиках, командно-административная система игнорировала потребности национального развития, под лозунгами "пролетарского интернационализма", "расцвета и сближения наций в СССР", "формирование новой исторической общности "советский народ" осуществлялась политика русификации и денационализации этнических групп, велась решительная борьба с проявлениями украинского буржуазного национализма". Значительный ущерб нанесла ошибочная тезис о "решении" национального вопроса в СССР. Еще в 1935 г. известный в те времена советский партийный и государственный деятель А. Андреев провозгласил, что "национальный вопрос в нашей стране можно считать окончательно решенным". Суть дела заключалась не только в ошибочности такой оценки процесса национального развития и в целом в СССР, и в республиках. В контексте этого вывода любое заявление или упоминание о национальных проблем служила поводом для немедленных обвинений в буржуазном национализме и жестоко преследовалась. На официальном уровне признавалась наличие только двух тенденций - расцвет и сближение наций. Поэтому политика была сориентирована только на форсирование межнационального сближения. Демографические, экономические и социальные процессы, которые насаджувались под лозунгом "интернационалистской помощи" и слияния наций, существенно меняли в ряде регионов соотношение коренного и оседлого населения, обрекали нации и народности на потерю национальной самобытности, а национальные меньшинства - на ассимиляцию, в конце концов пагубно отразились на межэтнических отношениях, в социально-экономическом развитии регионов, нередко вызывали сопротивление местных жителей, что выражалось в различных формах. Такие действия, как и другие, в частности обусловили активизацию определенных процессов среди лемков, гуцулов, русинов, крымских татар, других этнических общностей. Во второй половине 80-х годов в СССР в результате глубоких изменений в его внутренней и внешней политике начался этнический ренессанс, который стал одним из факторов развала СССР. Этот этнический ренессанс был прежде всего обусловлен рядом внешних и внутренних причин, которые имели место в развитии международного сообщества после Второй мировой войны: усиление социальной и территориальной мобильности населения многих стран, регионов и континентов; развитие торгово-экономических и туристических связей; научно-техническая революция, информационный взрыв; рост гетерогенности (этнической мозаичности) человечества; углубление процессов интернационализации и интеграции и т.д.

В научной литературе определены также основные внутренние причины этнического возрождения народов бывшего СССР, в частности украинского: перестройка, демократизация, гласность; реабилитация незаслуженно обвиненных и репрессированных народов, их национальных, культурных деятелей; активная деятельность национально-патриотических объединений и организаций; влияние зарубежных диаспор, которые долгое время были искусственно изолированы от своих "родных" наций; сопротивление всех этнонациональных общностей насильственной ассимиляции и русификации; зарождение нового (критического) этнополитического мышления и т.д. Влияние этих факторов на внутриполитическую жизнь в СССР значительно усилился после прекращения "холодной войны". Тогдашнее партийное руководство сделало попытку трансформировать посттоталитарный авторитарный режим в демократизовану советскую систему. Начатые сверху перестроечные процессы путем гласности и демократизации способствовали возрождению национального самосознания, которое охватило все регионы, в том числе и Украину. В общественно-политической жизни получила официальное разрешение широкая критика сталинской национальной политики, последствий ее осуществления, что поставило под общественный сомнение все теоретические постулаты, на которых базировалась советская национальная теория. Это открыло возможности не только для дискуссий по спорным вопросам национальной политики, которые до тех пор были закрытой темой, а и, наконец, для выражения открытого недовольства, что долго накапливалось и всячески подавлялось, а также растущих требований коренных изменений во внутренней и внешней политике.

Реформаторская часть руководящей Коммунистической партии, к которой перешла власть в стране, чтобы удержать свои политические позиции, сделала ставку на те общественные силы, которые ранее не допускались к политической деятельности. Это усилило процесс объединения недовольных действующим политическим режимом и предоставило им новых форм самовыражения и самоорганизации. В республиках, в том числе и Украине, началась реабилитация незаслуженно обвиненных и репрессированных народов, представителей этнических сообществ, их национальных героев, политических и культурных деятелей и т.п.

Примечательным, в частности, является то, что такое развитие этнополитических процессов в СССР спрогнозировал выдающийся украинский общественный и государственный деятель, один из активных деятелей Украинской революции 1917 - 1920 гг. В. Винниченко. Проживая в эмиграции во Франции, он написал в 1949 г. "Завещание борцам за освобождение", в котором отметил следующее: "Советский Союз так или иначе развалится, что этому будут способствовать развалу "внешние факторы", что они, эти факторы, будут, в определенной степени силу решать судьбу підсоветських народов. И с другой стороны... есть многочисленные враги украинской государственности, которые будут напрягать все свои силы, чтобы ее отменить, чтобы склонить на это "факторы", чтобы разорвать Украину и кусками ее торговаться на интернациональный торжище". Украинская государственность "за этого отрезка истории (то есть советского периода. - О. А.), - писал В. Винниченко, - не удовлетворительная для нас. Так, - она не самостоятельная, независимая, она освоена Россией, она порабощена, покалеченная, грабована, замученная. Но суть ее Государства есть, она живет, она хранит в себе силы, которые не позволят врагам уничтожить ее, невнятно держат в себе идею самостоятельности, которые в удобное время взорвутся, чтобы осуществить ее, - они, а не кто другой, не какие-то силы извне, а тем более не крошечная кучка эмигрантов".

На территории Украины, в других республиках СССР начали образовываться и развернули активную деятельность национально-патриотические объединения и организации, которым предшествовала борьба диссидентов за сохранение национального языка и культуры. Идеологический вакуум, который образовался в результате кризиса марксистско-ленинской идеологии, стал заполняться такими теоретическими интерпретациями наиболее узловых моментов истории, которые побудили к национальному самоутверждению и образование независимых государств.

Антонюк О. В. Этнополитика в Украине: история и современное состояние // Украинский исторический журнал. - 1999. - № 3, 4; Винниченко В. К. Завещание борцам за освобождение. - К., 1991; Етнополітичний развитие Украины: опыт, проблемы, перспективы / Отв. ред. И. Курас. - К., 1997.

О. Антонюк