Право
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Юридический словарь-справочник

Правовое государство - государство, подчинена праву, в которой действия ее органов власти и должностных лиц осуществляются на основе конституционности и законности, а также подконтрольные независимым судам. Срок П. д. было введено в научный оборот в Германии в XIX в. (Моль, 1832), но само понятие возникло гораздо раньше. Отдельные идеи П. д. (например, ограничение государственной власти законом) есть уже в трудах Платона и Аристотеля. Однако в своих базовых компонентах это понятие - продукт мощного течения политической мысли Запада XVII - XVIII вв. вокруг решения проблем конституционализма (Гоббс, Локк, Руссо, Монтескье, Джефферсон, другие «отцы-основатели» СЕЛА). Качественно изменилось понимание государства в XX в. В первоначальном значении нормативный смысл этого понятия противостоял тогдашней полицейском государстве, в котором доминировала почти неограниченное дискреционная власть аппарата и чиновничества (они могли переложить на плечи граждан, если только оно было полезным для государства). Главная идея полицейского государства - «цель оправдывает средства». В противоположность этому П. д. в своих отношениях с подданными сама должна подчиняться режиму права, а следовательно, и тем его нормам, которые гарантируют личный статус граждан, их права и свободы. Воплощение в практику стран Запада этой концепции обеспечило надежную подчиненность деятельности аппарата государственного управления закону, ограничило «всевластия» чиновничества в его отношениях с гражданами и поставило эти отношения под контроль судебной власти. Вследствие этого в общественном мнении сложилось довольно ограниченное представление, что государство несет ответственность только за внешнюю безопасность граждан, не заботясь об их благосостоянии. Всех граждан начали рассматривать как одинаково юридически свободных с формально равными правами и обязанностями перед государством. Государство не признавала никаких привилегий, никакой собственной благотворительности в отношении своих граждан. Новый этап в развитии П. д. начинается после первой мировой войны, когда все большее признание приобретает необходимость вмешательства государства в социально-экономическую сферу жизни общества с целью обеспечения определенных жизненных стандартов и прямой государственной опеки в отношении тех категорий граждан, которые реально нуждаются в социальной защите. Старое понятие приобрело качественно нового содержания и было конституционно закреплено в государствах Запада (ФРГ, Франция, Италия и др.) как «социально-правовое государство». В этом своем значении понятие П. д. охватило и те права человека, реализация которых невозможна без активного вмешательства со стороны государства (право на труд, образование, социальное обеспечение и другие так называемые позитивные права граждан). В отличие от традиционных гражданских и политических прав, где всегда оказывалась личная незаинтересованности граждан в «опеке» со стороны государства, в реализации своих положительных основных прав гражданин попал в прямую зависимость от государства, он заинтересован в государственном вмешательстве. Все это качественно обновило смысл концепции П. д. Однако и на первом, и на втором этапе своей более чем 200-летней эволюции вопросы правового ограничения государственной власти решались главным образом в рамках принципа законности. Это порождало значительные теоретические и практические трудности. Если действия представителей государственной администрации в отношениях с гражданами реально могли быть ограничены определенным законом и это не вызывало сомнений, то как ограничить законом самого законодателя? И может ли он быть юридически ограниченным? Отвечая на этот вопрос, немецкие юристы (Єллінек, Ієрінг, Лабанд и др.) еще в XIX в. разработали теорию «самоограничения государства». ее ведущая идея - юридические ограничения государства в отношениях с гражданами возможны не иначе, как в законе и с согласия самого государства. Такое положение, однако, не является логичным, так же оно не является достаточным с точки зрения прав человека, ведь гражданин и государство с юридической точки зрения поставлены в неравные условия, особенно для гражданина. Качественный прорыв в решении этой проблемы произошел после второй мировой войны. Согласно теории «конституционного государства» (Макілвен, 1947, Корвин, 1955, Сартори, 1956) полномочия уставные (конституционные) и полномочия законодательные (легіслативні) в государстве должны быть юридически и институционально-разграничены. Учредительные полномочия юридически являются неограниченными и осуществляются самим народом в форме учредительной власти (конвента, учредительного собрания конституционной ассамблеи и т.д.). Именно эта власть принимает Конституцию и формирует «верховное право» в государстве, в свою очередь «верховное право» является юридическим основанием для решения любых вопросов организации и деятельности государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной). Эти вопросы для них - проблема соблюдения действующего права. Учредительная власть принятием Конституции устанавливает для государственной власти в ее отношениях с гражданином соответствующие юридические ограничения структурного и функционального характера. Эти ограничения не требуют предварительного согласия государственной власти. Таким образом, в новой концепции защите прав граждан вступил в принципиально новой признаки - прямого конституционного защиты, а традиционный принцип законности был дополнен принципом конституционности, то есть он получил свои гарантии в институте конституционной юрисдикции судебного конституционного контроля. Понятие П. д. приобрело качественно новое значение. Следовательно, понятие «правового государства» означает: 1) возвышение прав и свобод человека и гражданина до уровня прямого конституционного защиты; 2) разграничение законодательной и исполнительной власти и утверждение принципа конституционности в государстве и праве; 3) юридически ограниченное правление; 4) судебный конституционный контроль за действиями государственных структур. Это государство, в котором юридическими средствами реально обеспечено максимальное осуществление, охрана и защита основных прав человека.