ОБРАЗОВАНИЕ - духовное лицо
человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, являющихся достоянием
ее культурного круга, а также процесс воспитания, самовоспитания, влияния,
шлифовки, т.е. процесс формирования личности. При этом главным является не объем
знаний, а их сочетание с личностными качествами, умение самостоятельно
распоряжаться своими знаниями. По определению, принятому 20 сессией Генеральной
конференции ЮНЕСКО, под О. понимается процесс и результат совершенствования
способностей и поведения личности, когда она достигает социальной зрелости и
индивидуального роста. В О. всегда есть как формальный аспект, то есть духовная
деятельность или духовная способность (рассматриваемая вне зависимости от
соответствующего данному времени материала), так и материальный, то есть содержание О.
Значение, в котором понятие «О.» употребляется теперь, усталилось конце XVIII
ст., особенно под влиянием Гете, Песталоцци и неогуманістів, и означало тогда
общий духовный процесс формирования человека в противоположность воспитательным методам
сторонников просветителей. С того времени понятие «О.» приобрело более широкое значение.
Обычно говорят об общем А., которая дается в школе, и о специальном О.
(например, научное, музыкальное, техническое). Специальные и профессиональные знания могут
рассматриваться как О. в подлинном смысле этого слова только в том случае, когда
они связаны с общим образованием. О. как защита против сил, «обезличивают»
человека, в демократическом обществе становится вопросом жизни как для отдельных людей,
так и для всего общества в целом. Понимание этого вопроса вызывает
развитие движения за народное О. Различают О. общую и специальную. Общая А.
(начальная и средняя) дает знания, прививает умения и навыки, необходимые каждому
человеку в повседневной жизни. Специальная О. вооружает человека знаниями, умениями
и навыками, необходимыми для работника определенной отрасли.