СТРОЕНИЕ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ
УРОК № 90
Тема. Чередование о, е с и, дежурства и с о, е после ж, ч, ш, щ и г, к, х
Цель: ознакомить учащихся со случаями дежурство и с о, е после ж, ч, ш, щ и г, к, х; о, е с и; формировать умение находить слова, в которых происходит чередование; добиться правильного написания этих слов; воспитывать у учащихся чуткость, любовь к животным.
Оборудование: учебник.
ХОД УРОКА
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего упражнения.
2. В представленных слов подобрать однокоренные. Подчеркнуть орфограми.
Образец: стрелять - выстрелить. Расплести, помочь, стирать, загонити, ухватить, вскочить, вымести, вытекать, требовать, догонять.
II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
III. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
IV. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа по учебнику.
Упражнение 591.
Задачи и вопросы: прочитать текст. Каким вы себе представляете Снежка? Выписать выделенные слова, сгруппировав формы того же слова и однокоренные слова; разделить их на слоги, обозначить корни. Какие изменения произошли в корнях слов? В каком составе - открытом или закрытом - произносится звук [о], а в каком - [и]? Упражнение 592 (устно).
В украинском языке при словозміні и словотворенні звуки [о], [е] в открытом слоге могут чередоваться с [и] в закрытом слоге: слово - слов луча - луч.
В некоторых словах бывает наоборот: [и] может произноситься в открытом слоге (конец-конца), а [о], [е] - в закрытом: борец - борца.
2. Работа у доски.
Задача: подобрать к поданным слов однокоренные. Записать, указать случаи чередования гласных.
Дробь, конь, ночь, плод, кот, камень, ячмень, березка, бой, боец, радость, горняк, осень, восток.
Задача II: записать представлены названия населенных пунктов в родительном падеже. Какие звуки при этом чередуются? Образец: Львов - Львова.
Харьков, Николаев, Киев, Чернигов, Канев, Фастов, Бердичев, Тернополь.
3. Работа по учебнику.
Упражнения 595, 596 (устно), 597 (письменно).
4. Работа у доски и в тетрадях.
Задание: списать, вставляя пропущенные буквы. Обозначить орфограму «Буквы ы-и после ж, ч, ш, щ и г, к, х». Объяснить орфограму.
Х..жак, міжг..р'я, ч..сто, ж..нка, ч..дкий, бдж..лка, х..ткий, веч..рній, к..слий, щ..лина, ч..жик, щ..чка.
5. Работа по учебнику.
1) Упражнение 600.
Задание: прочитать текст. Кто и как проявил смекалку, спасая ласточек? Можно ли было спасти их другим способом? Выписать выделенные слова. Какие звуки произносятся после [ч], [ш], [щ]?
2) Упражнение 601 (устно).
6. Распределительный диктант.
Задание: записать слова в две колонки: в первую - с орфограмою [о], во вторую - с [е].
Красный, пожелтевший, чернила, черновик, вечером, вчера, желудь, шелест, шелковый, пчелы, источник, георгины, пшеница, челн, чело, пшено, честный.
7. Работа по учебнику.
Упражнение 603 (письменно).
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Словарный диктант.
Женить, теплиться, очередной, шесть, шестой, шесть, шоколад, женщина, цепляться, коготь, кость, покой, ласковый, шестнадцать, скулить, карман.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учебник, § 67, упражнение 599.