Нормативные акты. Решения органов государственной власти нормативного характера, т.е. предписания, которые
рассчитаны
на постоянное или многократное действие. H.a. должны отвечать принципам верховенства
права, законности, приниматься уполномоченным на это субъектом в определенной
законом форме и по установленным процедурой и правилами нормотворческой техники,
не могут противоречить актам высшей юридической силы, имеют официально доводиться до
сведения населения в установленном законом порядке. Они являются обязательными к
выполнение и соблюдение субъектами, на которых распространяется действие этих актов. К H.a.
относятся конституция, законы, подзаконные нормативные акты. Среди последних указы
президента, постановления парламента и правительства, решения референдумов, приказы министерств
и других центральных органов исполнительной власти, распоряжения глав местных
государственных администраций, акты всех других органов государственной власти и их
должностных лиц, содержащих нормы права, в случаях, предусмотренных законом. В
Украине H.a. органов исполнительной власти - постановления, приказы и распоряжения -
принимаются на основе и на выполнение Конституции Украины, законов Украины,
указов Президента Украины и нормативных актов вышестоящих органов исполнительной
власти. Кабинет Министров Украины издает в пределах своей компетенции постановления и
распоряжения, обязательные для исполнения на территории Украины. Акты, имеющие
нормативный характер, наиболее важное или общее значение, издаются в форме
постановлений Кабинета Министров Украины. Акты по организационно-распорядительных и других
текущим вопросам издаются в форме распоряжений Кабинета Министров Украины.
Приказ - это H.a., который выдается от имени министерства, другого центрального
органа исполнительной власти единолично руководителем в пределах предоставленных ему
полномочий в соответствующей сфере управления. Распоряжение выдается главой
местной государственной администрации в пределах его полномочий. Нормативными актами
местного самоуправления являются решения,
принимаются
субъектами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных Конституцией
Украины и законами Украины. Решение - это H.a., который принимается непосредственно
территориальной громадой на местном референдуме, сельскими, поселковыми,
городскими, районными в городах (в случае их создания) советами или их исполнительными
органами, районными и областными советами. Особыми видами H.a. органов
государственной власти и органов местного самоуправления: уставы, положения,
регламенты, инструкции и правила. Они составляют составную часть H.a., какими
утверждены и имеют одинаковую с ними юридическую силу. Устав, положение
сводом правовых норм, который определяет организацию и деятельность органов
государственной власти, органов местного самоуправления. Регламент - это H.a.
коллегиальных органов государственной власти и местного самоуправления, который содержит
совокупность правил, определяющих порядок и процедуру деятельности этих органов и
их структурных подразделений. Инструкции детально определяют содержание и методические
вопросы правового регулирования в определенной сфере общественных отношений. Правила
конкретизируют нормы права общего характера с целью регулирования поведения
субъектов правоотношений в определенных отраслях и решают процедурные вопросы. В случае
противоречий (коллизии) между H.a. или их отдельными положениями, которые имеют разную
юридическую силу, должен применяться H.a. высшей юридической силы. В случае
выявление противоречий между положениями различных H.a., которые имеют одинаковую
юридическую силу, должны применяться H.a. или его отдельные нормы, вступившие в
в силу позже. Когда H.a., которые противоречат друг другу, вступили в силу
одновременно, применяются соответствующие положения Конституции Украины или H.a.
высшей юридической силы.