2-й семестр
АТОМНАЯ И ЯДЕРНАЯ ФИЗИКА
УРОК 12/89
Тема. Лабораторная работа № 7 «Исследование треков заряженных частиц по фотографиям»
Цель урока: научиться анализировать фотографии треков заряженных частиц.
Тип урока: урок контроля и оценивания знаний.
Оборудование: фотографии треков заряженных частиц в учебнике, тонкая бумага, карандаш, линейка.
ХОД РАБОТЫ
1. Объясните, почему треки 1, 2 и 3 на рисунке а имеют форму спиралей (камера Вильсона находится в однородном магнитном поле, индукция которого перпендикулярна к плоскости рисунка). Укажите направление движения атомного ядра, которому принадлежит трек 1, и направление индукции магнитного поля.
2. Измерьте начальный радиус кривизны r2 трека 2 на рисунке а. Для этого перенесите рисунок на тонкую бумагу, проведите две хорды и перпендикуляры до середины этих хорд. Точку пересечения этих перпендикуляров можно считать центром кривизны траектории.
3. Измерьте таким точно способом начальный радиус кривизны r3 трека 3 на рисунке а. Сравните радиусы r2 и r3. Какая частица могла оставить трек 3, если трек 2 принадлежит -частице? Известно, что начальные скорости обеих частиц одинаковы.
4. На рисунке б показаны треки частиц, которые вылетают из свинцовой пластинки 1 внутри камеры Вильсона вследствие облучения γ-квантами (камера Вильсона снова находится в однородном магнитном поле, индукция которого перпендикулярна к плоскости рисунка). Перенесите рисунок на тонкую бумагу. Измерьте радиусы кривизны треков 2 и 3, сравните полученные значения. Какая частица могла оставить трек 3, если трек 2 принадлежит электрону?
5. Запишите в тетради для лабораторных работ выводы: что вы измеряли и какой получили результат.
После окончания урока ученикам можно предложить выполнить самостоятельную работу № 14 «Атомное ядро. Ядерные силы. Радиоактивность».