УКРАИНА И МИР ПОСЛЕ СЕНТЯБРЬСКИХ (2001 г.) СОБЫТИЙ В США. ВОЙНА В ПЕРСИДСКОМ ЗАЛИВЕ: ПРИЧИНЫ, ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
1. Оценка ситуации. Одиннадцатое сентября 2001 года
Рубеж XX и XXI веков отмечены террористическими актами в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 г., направленными на разрушение базовых символов американской, а в контексте событий - западной цивилизации: политической - Белого Дома, военного - Пентагона, финансового - Всемирного торгового центра. Позже мэрия Нью-Йорка подсчитает, что под обломками домов погибло около трех тысяч человек. Кстати, во Всемирном торговом центре был детский сад, воспитанников которого также похоронен под руинами. Материальные потери предварительно оценены в 39 млрд. долларов. Такой трагедии Соединенные Штаты Америки еще не знали. В одно мгновение «единственная мировая сверхдержава» превратилась просто в одну из «больших». Нормы и ценности захитались, и во всей своей трагичности на сцене появился политический реализм.
Ученые и далее анализируют причины, последствия сентябрьской трагедии 2001 года в Соединенных Штатах Америки, кризиса в Персидском заливе. Эти события имеют глубокие социальные, экономические, идеологические, геополитические корни. Специалистам еще предстоит дать обоснованные ответы на чрезвычайно сложные вопросы, в частности относительно природы современного международного террора.
Террор в переводе с латинского означает «страх, запугивание». Терроризм можно характеризовать как стремление соответствующих группировок достичь политической или любой иной цели с помощью насильственных методов: убийств, захвата заложников, диверсионных актов. Аналитики выделяют ряд направлений террористического движения. Самые известные представители левого терроризма действовали в Европе и Латинской Америке - это немецкая «Фракция Красной армии», итальянские «красные бригады», латиноамериканские «Сендеро Луминосо»; ультраправого терроризма - в ФРГ, например в 90-х гг. действовало до 75 праворадикальных (в частности фашистских) групп, ку-клукс-клан в США, южноамериканские «эскадроны смерти», на совести которых тысячи жертв. Отдельно стоит националистический терроризм, который ставит целью создание собственной моноэтничного государства с помощью любых методов, вплоть до силовых. Это такие мощные организации, как Ирландская республиканская армия, шри-ланкийские «Тигры освобождения Тамил Илама», палестинские группы «Черный сентябрь» и т.д.
В начале 90-х годов проявились новые тенденции развития террористического движения: резко пошел на спад левый терроризм, который после распада Советского Союза остался без организационной и финансовой поддержки. Уменьшилась опасность ультраправых и националистических группировок. Ирландская республиканская армия объявила об отказе от вооруженной борьбы.
Однако в последнее время резко активизировался исламский терроризм. Его идеология формировалась некоторыми религиозными организациями Саудовской Аравии, Судана, Пакистана, Афганистана и основывалась на постулатах исламского фундаментализма. До последнего времени самыми известными террористическими группами были: «Хезболлах», «Братья - мусульмане», группа Рамаза Юсефа организовала взрыв в Центре международной торговли в США. За последние 25 лет исламские террористы совершили больше всего диверсионных актов и убийств.
Международный терроризм считают следствием разделения мира на богатых и бедных. Это есть крайняя форма протеста нищего и обездоленного Юга против сильного и богатого Севера. Один миллиард из населения Земли составляют в основном представители белой расы, проживании демократических и благополучных стран. Остальные пять миллиардов - это третий мир, который испытывает ненависть и зависть к «белой» цивилизации. И пока такой разрыв есть, до тех пор терроризм, по мнению специалистов, будет существовать. Характерно, что международный терроризм питает только одна часть третьего мира - исламские страны, Ближний Восток (исламский мир - это десятки стран, в которых доля сторонников этой веры составляет более 1 млрд.), где многие действительно живет в жалкой нищете.
Проблема терроризма во всем мире признается как одна из главных угроз национальной и международной безопасности. Научные центры по проблемам терроризма функционируют в США, Европе, России, Израиле. Еще до сентябрьских событий 2001 г. Конгрессом США инициировалась программа борьбы с терроризмом, бюджет которой составляет 20 млрд. долларов в год.
Теракты И 1 сентября 2001 года в Нью-Йорке потрясли мир. Вот как описывает непосредственные впечатления от тех трагических событий очевидец: «11 сентября 2001 г. утром я сидел дома за компьютером. Жена уехала на работу только 15 минут назад. Но неожиданно вернулась. Взволнованно сказала: «Включай телевизор. Город атаковали террористы». Мы включили телевизор, была 9:20 утра. На экране стояли рядом закопченные башни «твінсів», и операторы несколько раз подряд показали, как второй самолет (впоследствии стало известно, один из двух, захваченных террористами в Бостоне) врезается в Северную башню. А еще через какое-то время спустя на экране появился Вашингтон и облака дыма над Пентагоном. Несколько минут назад третий самолет с террористами - камикадзе целенаправленно атаковал Америку. Между первой и третьей атакой прошло 55 минут. Диктор передал, что еще несколько захваченных террористами - смертниками самолетов находятся в воздухе. И тут мы увидели, как медленно провалилась, исчезла с экрана Южная башня. А еще через 29 минут - упала и Северная. Мы знали, что в каждой из 110-этажных, почти полкилометра высотой, сооружений работает по 10-20 тысяч работников. Это была катастрофа. Весь мир был шокирован тем, что произошло». Добавим к этому: истребители ВВС сбили четвертый самолет, который летел на Белый Дом и в нем погибли и террористы, и пассажиры.
Главная задача секретной службы США тогда заключалось в том, чтобы спасти Президента. Ведь никто не знал, откуда могут нанести следующий удар и как это предотвратить. Первая мысль: Президента Джорджа Буша-младшего обязательно попытаются убить, чтобы страну охватил хаос. В этот момент Буш был в городе Сарасоте, в штате Флорида, где встречался со школьниками. После сообщения о террористических актах срочно отбыл в аэропорт. В течение нескольких часов самолет Президента в сопровождении истребителей держали в воздухе, считая, что не самое безопасное место. В Белый Дом Дж. Буш попал только вечером, когда руководители спец служб пришли к выводу, что в этот день новых атак не будет. Эти несколько часов американцы провели в чрезвычайной тревоге, ведь они привыкли сверять свое настоящее и будущее за выражением лица своего Президента.
В осуществлении террористических актов II сентября 2001 г. спецслужбы США обвинили террористическую организацию «Аль-Каида», возглавляемой Усамой Бен Ладеном. Международное расследование, проведенное американским журналом «Тайм», подтверждает: «Аль-Каида» имеет свою сеть в сорока странах мира, ее деятельность более глобальна по своим масштабам и безжальніша по своей идеологии, чем это могли представить себе самые более придирчивые эксперты.
Истоки возникновения «Аль-Каиды» надо искать в длительной войне моджахедов против оккупации советскими войсками Афганистана. Именно в это время в пакистанском городе Пешаваре палестинский религиозный ученый Абдалла Аззам основал «Бюро услуг», которое обеспечивало воинов оружием и воспитывали их в религиозном духе. Операция получила название «Аль-Каида аль Сульба» (по-арабски «солидная база»). Значительные средства для этой операции предоставлял Усама Бен Ладен - сторонник Аззама, один из наследников огромного стайку, источником которого был семейный строительный бизнес.
Усама Бен Ладен родился 28 июня 1957 г. в Саудовском городе Джадд, был семнадцатой ребенком в большой семье. Его отец имел 20 женщин и пятьдесят семь сыновей и дочерей. Глава семьи прошел путь от бедного крестьянина, портового грузчика до руководителя самого успешного строительного концерна в Саудовской Аравии. Капитал семьи Бен Ладенов оценивается в пять миллиардов долларов. Глава семьи погиб в авиационной катастрофе, когда Усаме было только одиннадцать лет. От отцовского наследства ему досталось 300 миллионов долларов. Деньги сначала использовались в бизнесе, а позже - на военные нужды моджахедов.
Впервые Усама Бен Ладен попал в Афганистан после оккупации страны Советским Союзом в 1979 г. Вместе с душманами (моджахедами) принимал непосредственное участие в боях против советских войск. После вывода советских войск из Афганистана Бен Ладен вернулся в Саудовскую Аравию. Через конфликт с властями по поводу присутствия американских войск в пий стране уезжает в Судан, однако и оттуда его выставляют. В 1996 г. вместе с «Аль-Каидой» перебирается в Афганистан, поддерживает тесные связи (оказывает значительную финансовую поддержку) с лидером «Талибана» муллой Мухаммедом Омаром. Движение «Талибан» («талиб» означает студент) появился в Афганистане в 1994 p., захватил власть в 1996 г. и удерживал ее при непосредственном участии военной разведки Пакистана. В основу идеологии движения «Талибан» возложена радикальная трактовка ислама его руководителями, которое, в частности, выражалось в том, что все мужчины обязаны носить бороды, а женщины - ходить в парандже, не работать и после 8 лет не ходить в школу. Строго запрещалось мужчинам и женщинам даже совместное потребление пищи.
В 1996 г. Бен Ладен призывает всех мусульман убивать американских военнослужащих в Саудовской Аравии, а в 1998 г. - и гражданских американцев. Того же года он заявляет, что выделяет на войну против США 300 млн. долл. Ненависть Бен Ладена к «агрессии США и их западных союзников» сделала его героем в глазах мусульманской молодежи.
Штаб-квартира, которая финансирует и координирует акции своих групп, до последнего времени находилась в Афганистане. До высшего командования «Аль-Каиды» принадлежали Усама Бен Ладен, египетский врач Аль Завагірі, палестинец из Саудовской Аравии Абу Зубайда. Важную роль играли тренировочные лагеря «Аль-Каиды». Именно здесь те, кто проходит военную подготовку и идеологическую обработку, получают статус воинов «священной войны». С 1996 г. в двенадцати лагерях «Аль - Каиды» прошли подготовку около 20 тысяч человек из 50 стран.
Ход событий 11 сентября. Группа из 19 человек провела несколько месяцев в Соединенных Штатах Америки, готовясь к захвату самолетов. Двое из них - Мохаммед Атта и его напарник Марван аль-Шеххі - пять месяцев учились летного дела па курсах в штате Флорида, где триста безоблачных дней в год, а обучение стоит почти вдвое дешевле, чем в крупных городах. Они заплатили по полторы тысячи долларов, чтобы пройти практику в учебных комплексах для пилотов «Боингов», которые на земле отрабатывают навыки действий в экстремальных ситуациях. До тех пор их центр находился в Гамбурге (Германия), где 30-летний Мохаммед Атта жил 8 лет, время от времени выезжая оттуда. Считают, что именно он пилотировал первый из тех самолетов, что таранили башню. Два другие подозреваемые пилоты - Марван Аль-Шеххі и Зиад Амир Джарра - также жили в Гамбурге. Гамбургский центр, возможно, был оперативной звеном разбросанной по всему миру террористической сети «Аль-Каиды». Гамбург - идеальная база для длительного пребывания: каждый седьмой житель города-иностранец, как и каждый пятый - студент колледжа, как и Атта (иностранные студенты не платят в Германии за обучение). Атта и его друзья могли оставаться здесь сколько: Германия изобрела понятие «вечного студента». Они жили здесь на законных основаниях, могли свободно путешествовать по странам Европейского Союза или временно выезжать оттуда, не вызывая подозрения.
Интересная деталь: Бостон, из аэропорта которого вылетели два первые самолеты с террористами на борту, - научный центр США. Здесь размещается знаменитый Гарвард, в котором живет целое созвездие интеллектуалов Америки и мира. Среди них - Сэмюэль Хантингтон, всемирно известный специалист по проблемам конфликта человеческих цивилизаций. Здесь с комфортом устроились братья, сестры и другие родственники с фамилией бен Ладен - респектабельные арабы, известные своим чувством собственного достоинства, благородством и щедростью. Всего их здесь около тридцати. Кое-кто из них имеет мощный бизнес в США - отели, рестораны и даже аэропорта. Правда, после трагических событий они отреклись от своего брата Усамы. Однако страх взял верх: в начале второй недели после катастрофы посольство Саудовской Аравии отправило всех на историческую родину.
Трагические события сентября 2001 г. потрясли не только Америку, но и весь мир. Если с позиции истории сравнить два события - распад Советского Союза и террористические акты в США, то последняя представляется не менее значимой. Аналитики оценивают это по-разному, но не остается никаких сомнений, что 11 сентября 2001 г. войдет в мировую историю как начало новой фазы столкновения западной и исламской цивилизаций - фазы начала вооруженных действий.
По оценкам социальных философов (М. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби), в мире существовало около 30 цивилизаций. Сейчас осталось 7-8. В Частности С. Хантингтон выделяет следующие цивилизации: западную, конфуцианскую (китайскую), японскую, исламскую, индийскую, славянско-православную, латино - американской и, возможно, африканскую. С. Хантингтон первым на Западе в начале 90-х годов обратил внимание на возможность столкновения цивилизаций. Напомним, что в своей книге «Столкновение цивилизаций и перестройка мирового порядка» (1996) С. Хантингтон приходит к выводу: «Запад уникален, но не универсален. Сама идея о том, что незападные народы должны принять западные ценности, институты и культуру по сути не является нормальной». Западу надо отказаться от иллюзии относительно своей уникальности. Западная цивилизация вырвалась вперед совсем недавно. Только в XVI11 в. она начала приобретать современные черты. При этом следует учитывать, что доминирование этой цивилизации определяется лишь с точки зрения одного фактора - материального. С позиции религиозно-духовной, культурной или философской западной цивилизации, как и раньше, очень далеко до японской, китайской или индийской.
Концепция, которая предлагается Западной Европой и которую олицетворяют США, - что все в мире «вращается» вокруг одного центра - европейской культуры, вызвала неоднозначную реакцию других стран, носителей других социокультурных ценностей: Японии, Китая, России, Ирана, Ирака. В последнее время к ним присоединилась Индия. Каждая страна начала искать свой путь развития и противодействие вестернизации. Так, в России отстаивают концепцию того, что православная цивилизация вместе с западной есть скорее всего единственной цивилизацией - христианской. Для подтверждения правомерности такого подхода ссылаются на то, что в православных и западноевропейских стран есть общие языковая семья - индоевропейская и главная книга - Библия. На Западе с этим не согласны.
Самое не восприятие вестернизации наблюдается со стороны исламской цивилизации. Порнография, проституция, употребление алкоголя, массовая культура, а в последнее время - агрессивное провозглашения терпимости к гомосексуализму и однополым бракам вызывает в исламских странах отношение к западной цивилизации как к рассадника зла.
По мнению Френсиса Фукуямы, американского профессора политологии и международной политэкономии, автора книги «Конец истории и последний человек», С. Хантингтон в своей концепции " столкновения цивилизаций допускается две ошибки. Первая - утверждение о том, что имеющиеся пять или шесть цивилизаций могут некоторое время сосуществовать рядом, но никогда не смогут слиться в одно целое из-за отсутствия у них общих культурных ценностей, что в конечном итоге приведет их к столкновению. Вторая - то, что западные ценности, включая права человека, не являются универсальными, они - лишь продукт европейской культуры, который можно применить к тем, кто не разделяет исконные европейские традиции. Наброски этих традиций таит в себе опасность цивилизационного конфликта. Универсальность может пониматься и шире, потому что главной движущей силой в истории человечества является не численность культур, а общий прогресс модернизации, институциональными проявлениями которого является либеральная демократия и ориентирована на рынок экономика. Сегодняшний конфликт - это не столкновение цивилизаций, поскольку речь идет о не равны в своих возможностях культурные зоны. То, что происходит, больше похоже на ар'єргардний бой тех, кто чувствует угрозу модернизации, и, соответственно, ее нравственной составляющей - уважения к правам человека. Может иметь право на существование и такая точка зрения, хотя концепция столкновения цивилизаций выдается обґрунтованішою.
США столкнулись с террором нового порядка - идеологическим, а потому бескомпромиссным. События в США отражают острые противоречия современного мира. О них уже много сказано и написано: столкновение цивилизаций, конфликт ислама и модернизации, Севера и Юга, богатых и бедных. Однако остаются без внимания морально-этические аспекты этой проблемы, а именно: смогут ли Соединенные Штаты Америки согласовывать свои интересы с интересами мира таким образом, как они делают это в отношении своих граждан.