РАЗДЕЛ 1
РОЛЬ ТРАНСПОРТА В
РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВА
1.8. ПРОДУКЦИЯ ТРАНСПОРТА
Транспорт - это сфера материального производства, продукцией которой является перемещение
пассажиров и грузов. Без транспорта невозможен законченный процесс производства.
И в этом заключается его решающее значение.
Для оценки перевозочной работы используются следующие основные показатели:
•
количество отправленных (перевезенных) пассажиров А за определенный период времени,
конечно за год;
•
количество отправленных (перевезенных) тонн грузов Г за определенный период времени,
конечно за год;
•
грузооборот УРL в тонно-километрах (т-км), который представляет собой сумму произведений массы
перевезенных грузов Г на расстояние (дальность) перевозки L;
•
пассажирооборот VAL в пассажирокилометров, что представляет собой сумму произведений числа
перевезенных пассажиров А на расстояние L перевозки.
Сводная продукция транспорта выражается в сводных тонно-километрах и
определяется как сумма тонно-километров и пассажиро-километров:
IPL=IPL +
IAL.
На железнодорожном транспорте устанавливают также вантажонапруженість и показатели
использование вагонов (оборот вагона и т.п.) и локомотивов.
Вантажонапруженість железных дорог характеризуется средним количеством выполненных
тонно-километров или приведенных тонно-километров, приходящихся на 1 км
эксплуатационной длины Le линий.
Под эксплуатационной длиной понимают длину железнодорожных линий между станциями
без учета путей: второй главной, станционных и др.
Оборотом вагона называют время, в течение которого с вагоном выполняется цикл операций
от начала нагрузки до начала следующего его нагрузки.
Железнодорожный транспорт Украины занимает ведущее место в транспортной системе и
обеспечивает основной объем грузовых перевозок (почти 70% общего
грузооборота государства) и более 65% общегосударственных объемов перевозок
пассажиров. Ведущая роль железнодорожного транспорта в единой транспортной системе
Украины сохранится и в XXI веке. Украинские железные дороги, как национальный
перевозчик массовых грузов, имеют неоспоримые преимущества по скорости и
регулярности сообщения, низкой себестоимости транспортных услуг, высокого
уровня безопасности и минимально вредного воздействия на окружающую среду.
Украинские железные дороги - это мощная транспортная система, по размерам, объемам
перевозок и уровню применения технических средств занимает ведущее место в СНГ.
По протяженности магистральных
направлений
Украинские железные дороги занимают второе место в СНГ. Общая протяженность украинских
путей 22301,9 км. Из них 41,1% электрифицировано; 60,5% оборудованы устройствами
автоматического регулирования движения поездов; устройствами электрической централизации
оборудовано 93,7% общего количества станций. Доля в общем объеме
перевозок на электрической тяге составляет 86,4%. При меньшей
почти в четыре раза длине путей, чем в Великобритании, Франции и Польши,
объемы перевозок грузов в Украине превышают суммарное значение в приведенных
выше странах (табл. 1.4).
Приоритетами политики в сфере железнодорожного транспорта в начале XXI
века является:
•
проведение широкомасштабных работ по техническому переоснащению и модернизации
железных дорог;
•
развитие информационных технологий;
•
совершенствование организации и управления процессом перевозок грузов и
пассажиров;
•
формирование тарифной политики на принципах рыночной экономики;
•
осуществление постепенного перехода к бюджетному дотированию пассажирских
перевозок;
•
формирование системы перевозок пассажиров ускоренными поездами - региональными
экспрессами;
•
развитие международных транспортных коридоров;
•
сохранение социальной стабильности и гармонизации социальной политики в
железнодорожной отрасли.
Совершенствование перевозочного процесса с учетом названных приоритетов даст
возможность железнодорожному транспорту стать основной движущей силой экономического
рост Украины и надежным партнером всех отраслей хозяйственного комплекса
государства.