Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

РАЗДЕЛ И

ПРЕДПРИЯТИЕ В СИСТЕМЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

 

ТЕМА 2

ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

2.4. Основные формы коммерческих предприятий в экономически развитых странах

 

К основным формам коммерческих предприятий принадлежат фирма, партнерство и корпорация. Под «фирмой» понимается экономический субъект, который занимается производственной или иной деятельностью и имеет хозяйственную самостоятельность.

Приватнопідприємницька фирма - это предприятие, владелец которого самостоятельно ведет дела в собственных интересах. Он управляет фирмой, получает всю прибыль, несет персональную ответственность за все ее обязательства.

Владелец фирмы имеет право нанимать и увольнять работников, заключает договоры, контракты. Преимущество частнопредпринимательской фирмы состоит в простоте ее организации, управлении, в свободе действий, в достаточно сильной экономической мотивации (одно лицо получает всю прибыль). Недостатки такой фирмы - ограниченность финансовых и материальных ресурсов, отсутствие развитой системы внутренней специализации производства и управления, неограниченная ответственность.

Партнерство - это предприятие, фирма, организованная несколькими лицами, совместно владеют и управляют ею. Важнейшие права здесь принадлежат всем партнерам, однако может быть партнерство и с ограниченной ответственностью, когда наряду с основными участниками, полностью ответственными за деятельность фирмы, имеются партнеры, ответственность которых ограничивается суммой их вклада в дело (так называемые партнеры с ограниченной ответственностью).

В условиях партнерства сравнительно легче решить финансовые вопросы, связанные с началом и продолжением деятельности предприятия (фирмы). Здесь больше, чем в приватнопідприємницькій фирме, можно использовать разделение труда и специализацию в производстве и управлении. Недостаток партнерства - разделение функций, в результате чего может возникнуть несогласованность действий и даже несовместимость интересов. В результате возникающих противоречий или выхода из дела одного или нескольких партнеров возникает угроза потенциального распада партнерства.


 

Рис. 2.6. Ориентировочная структура производственной корпорации


Под корпорацией понимают предприятие или фирму, является юридическим лицом, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в предприятие. Корпорация - общество, основанное на паях. Имея акции общества, отдельные лица становятся собственниками корпорации. Таким финансовым средством привлекается большое количество людей. Владельцы акций получают часть прибыли в виде дивидендов. Они рискуют только той суммой, которую заплатили при покупке акций. Корпорация существует независимо от ее владельцев, акционеров, что позволяет ей функционировать стабильно.

К недостаткам корпорации следует отнести, прежде всего, наличие определенных возможностей для различного рода злоупотреблений. Мелкие и средние держатели акций не могут осуществлять действенного контроля за деятельностью корпорации.

 

2.4.1. Особенности организации предпринимательской

деятельности в США

 

В США капитал объединяется в предпринимательские ассоциации, наиболее распространенными из которых являются отраслевые. Ассоциации помогают компаниям (отдельным бизнесменам, корпорациям, фирмам) в составлении финансовых отчетов, планировании бюджета; они изучают процессы ценообразование, исследуют рыночную конъюнктуру, ищут новые пути повышения эффективности коммерческой рекламы.

По данным Администрации малого бизнеса (8ВА) США, в стране на начало третьего тысячелетия насчитывалось 22,1 млн. предприятий - «деловых единиц». По форме собственности и организационно-правовому статусу их можно распределить на три категории: корпорации, партнерства и единоличные (индивидуальные) компании. На указанное время корпораций было 4,5 млн., или 20,4 %, еще меньше (1,6 млн., или 7,1 %) насчитывалось партнерских фирм.

Главной стартовой площадкой последующего развития фирмы служат единоличная компания, приватнопідприємницька фирма - классическая форма предпринимательства. Такая компания находится в личной собственности одного юридического лица. На 01.01.2001 г. единоличных предприятий в США было 16,0 млн., или 72,4 %.

Широкое развитие в США получил франчайзинг - форма льготного партнерства крупных предприятий с малыми. Главная цель франчайзинга - широко использовать финансовые, материальные, информационные ресурсы для развития малого бизнеса.

В связи с франчайзною согласию франчайзер (крупная родительская компания) должна представить франчайзи (малой предприятию или бизнесмену) помощь в подготовке персонала, организации производства, рекламе, поставке и т. п. За все эти услуги франчайзи вносит единовременную плату при организации бизнеса.

Согласие между франчайзи и франчайзером включает права и обязанности в долгосрочном масштабе. Это должно обеспечить возможность производителю контролировать качество продукта в целях сохранения его исключительных прав на торговую марку. Как только торговая марка начинает использоваться во время реализации продукции в других штатах, она регистрируется в Бюро патентов и торговых марок США, чтобы избежать незаконного ее использования в масштабах всей государства.

В то же время согласие не должна обязывать какую-либо сторону отвечать за действия, долги или налоги другой.

Согласно требованиям Федеральной комиссии по торговле, все фирмы, которые реализуют свою продукцию через франчайзну систему, должны разработать нужный описание своей деятельности. Этот документ включает 20 пунктов, которые имеют информацию о фирме, которая производит продукт, ее посредников, истории иска, разрыва отношений, банкротства, а также информации относительно прошлого и будущего прибыли, объема продаж, дохода и т. д.

Перед выбором покупки потенциальному франчайзи следует обратить внимание на моменты, которые очень влияют на ход бизнеса:

а) имеет ли франчайзер отдел разработки новых продуктов?

б) для кого в последний раз был разработанный продукт и насколько успешно он реализуется?

в) как скоро придется продавать новые товары и будет возможность выбора при их получении?

При заключении договора необходимо оговорить и такие вопросы: что случится в случае продажи бизнеса; можно завещать его своим родным, изменять местонахождение; существуют ли пределы для расширение бизнеса?

Франчайзна система имеет свои преимущества и недостатки.

С точки зрения франчайзера, преимущества (по сравнению с созданием независимого бизнеса) заключаются в следующем: плату за покупку франчайзи обеспечивает крупный капитал, а дальнейший рост финансируется без внешних займов. К тому же, такая система позволяет с минимальным риском проверить какое-нибудь начинания на практике.

Недостатки в том, что франчайзер должен делиться прибылью с каждым участником системы, что снижает ее уровень по сравнению с компаниями, которые полностью владеют ее подразделениями. При этом потери на контроль с расширением операций постоянно растут, а его эффективность остается низкой.

Проведем подобный анализ и с точки зрения франчайзи.

К преимуществу относится то, что для основания бизнеса требуется меньше капитала. Название компании или продукта, широко известного потребителями и который заслужил их доброе отношение, позволяет без вспомогательных расходов использовать уже созданный ранее «имидж» товара. Кроме того, родительская фирма должна в дальнейшем покрывать часть стоимости рекламы.

Франчайзер обеспечивает текущую помощь в управлении, исследовании и разработках, подборе кадров и планировании рынка, а часто выделяет необходимые материалы и оборудование.

Посмотрим, например, какие услуги представляет фирма «Макдональдс» малой фирме, которая заключила с ней контракт:

1. Избрание местонахождение ресторана с помощью научных методов.

2. Контроль за строительством ресторана строительным отделом фирмы «Макдональдс».

3. 20-дневный курс в «Университете Гамбургер» фирмы «Макдональдс» под Чикаго. Этот курс дает знания по вопросам бизнеса (менеджмент, производство, окаунтинг). Кроме того, периодически проводятся региональные семинары, организуются выставки, разрабатываются учебные материалы, инструкции (тоже за счет «Макдональдс»).

4. Помощь в поиске поставщиков и получение сырья по льготным ценам.

Оплата за эти преимущества - не только месячные отчисления с продажи, но и зависимость от франчайзера, которая, без сомнения, расширяет предпринимательскую деятельность, но не дает возможности эффективно влиять на его решения.

Тем самым, франчайзна система успешно развивается как в США, так и в других странах.

Через франчайзну систему проходит более З0 % розничной торговли, общий объем которой - 1813 млрд. долларов. Значительная часть этой суммы приходится на продажи автомобилей и товаров в них (свыше 370 млрд. долл.) и автозаправочные станции (115 млрд. долл.).

После США по количеством подразделений франчайзних компаний идут Канада - 9544, Япония - 8995, Западная Европа - 5 тыс., Великобритания и Австрия - по 3 тыс.