СИСТЕМА УРОКОВ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ
Урок 8. ЭКОНОМИКА. ПРОИЗВОДСТВО
Цель: сформировать понятия: «экономика», «производство»; выяснить, почему каждому человеку нужно знать основы экономики; воспитывать экономическую культуру учащихся; развивать умение анализировать факты, наблюдать процессы, делать выводы.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма проведения: эвристическая беседа с элементами медиа-обеспечения.
Оборудование: электронная презентация.
Эпиграф:
Одинаковое у всех людей, постоянное, что не исчезает, стремление улучшить свое положение - это начало, откуда вытекает как общественное и национальное, так и частное богатство.
А. Смит
Пока наука не одержит неминуемой победы, приходится выбирать между равным распределением нищеты и неравным распределением богатства.
Д. Кейнс
Желаний своих никогда не убиваем,
Когда что-то есть, мы лучшего желаем.
М. Херасков
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Мотивация учащихся
Осознание содержания эпиграфов урока
Одной из главных проблем, встающих перед человеком в течение тысячелетий, - это поиск путей материального обеспечения и роста своего благосостояния. В процессе решения этого сложного вопроса человечество накопило огромный опыт выживания и прогресса. Об этом мы сегодня и поговорим.
III. Изучение нового материала
1. Медиа-презентация со вступительным словом учителя (на слайдах визуально подается теоретическая информация, которую учащиеся будут обсуждать в дальнейшем).
- На всех этапах развития человечества четко прослеживается главное противоречие: материальные желания людей не совпадают с возможностями их удовлетворить. Но достичь равновесия между ними - мечта, которая побуждает человека к новым действиям, поиску путей преодоления существующих барьеров, к прогрессу во всех видах человеческой деятельности.
Это особый мир экономики. Он является совокупностью методов деятельности людей, обеспечивающих выживание и прогресс человечества на Земле. Создав экономику, человечество совершило качественный скачок в своем развитии, обеспечило себе определенную защиту от резких изменений в окружающем мире. Экономика - это каркас цивилизации, что поддерживает на себе все институты человеческого общества.
В мире экономики действуют принципы рациональности, своеобразный экономический механизм.
Задача
Опираясь на собственный жизненный опыт, определенные экономические знания, определите экономическую формулу успеха в любой деятельности.
Минимально возможные затраты + самый оптимальный способ деятельности = наибольший результат (прибыль).
2. Решение проблемного вопроса.
• Почему нельзя иметь все?
3. Выступления учащихся по отдельным вопросам.
1) Экономика - наука об ограничении.
2) Экономическое моделирование.
3) Альтернативная стоимость.
Экономика - это наука об основах хозяйства. Ее главные вопросы: что производить - товары или услуги? Как производить товары и услуги? Для кого производить товары и услуги?
Каждая социальная группа имеет свои потребности. Для разработки методов удовлетворения этих потребностей экономисты используют два основных подхода: макроподход и мікропідхід.
Макроэкономика - наука о хозяйстве в целом. Микроэкономика - наука, исследует причинно-следственные связи, которые влияют на выбор людей, предприятий и общества в целом.
Эти подходы важны для понимания особенностей производства.
4. Самостоятельная работа с учебником.
Конспектирование основных положений § 6-7 по учебнику: Экономика. 10 класс. - К.: Арка, 2003.
IV. Закрепление изученного материала
1. Эвристическая беседа.
1) согласны Ли вы с мнением А. Смита (смотри эпиграф урока)?
2) Стремление людей улучшить свою жизнь - один из главных факторов человеческой цивилизации. Но единственный? Что еще определяет прогресс человечества?
3) Как вы поняли, что такое экономика?
4) Зачем изучать экономику?
5) Что входит в понятие «капитал»?
6) Что такое факторы производства?
2. Практическое задание.
Построить схему производства.
V. Итоги урока
Анализ предложенных схем производства.
VI. Домашнее задание
1) Подготовить презентацию электронного проекта «Моя фирма».
2) Подготовить проекты по предложенным темам.
Темы проектов
• «Капитал и его факторы».
• «Назначение денег в экономике».
• «Конкуренция сегодня».
• «Менеджмент на предприятии».
• «Факторы производства. Их эффективность».