УРОК № 8
Тема. Развитие речи. Культура речи. «Водой не разольешь»
Цель: развивать навыки учащихся находить в речи и объяснять значение заимствованных слов; обогащать культуру речи школьников.
Оборудование: учебник, учебные тексты, словарь иностранных слов, орфографический словарь.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
2. Игра «Угадай слово».
Устно ответьте на вопросы. Запишите слова, о которых говорится в вопросах.
1) В латинском языке слово ветус (корень вет-) обозначало «старый». Каким заимствованным словом с этим корнем называют старых участников войн?
2) Словом вентус (корень вент-) в латинском языке называется ветер. Каким заимствованным словом называют прибор для проветривания помещений?
3) Аква в латинском языке обозначает «вода». В каких заимствованных словах встречается корень акв-?
4) В латинском языке есть слово фолиум, которое обозначает лист. В каком заимствованном слове встречается часть этого слова?
3. Лингвистические наблюдения.
Выполнение упр. 70.
Сравните написание слов в украинском и русском языках. Подчеркните орфограмму «Удвоенные согласные в словах иностранного происхождения».
III. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ
1. Чтение текста.
(Учебник, с. 42—43.)
2. Работа с текстом.
1) Объясните значения выделенных слов (самостоятельно или воспользовавшись словарем).
2) Объясните происхождение слов (исконно русские, заимствованные).
3) Переведите слова и словосочетания с украинского языка на русский (упр. 72).
3. Обогащение словарного запаса.
Выполнение упр. 74.
Устно составьте 2—3 предложения с выражениями из упражнения.
4. Ознакомление с рубрикой «Сравните!».
(Учебник, с. 43.)
Запомните, как правильно говорить по-русски. С каждым словосочетанием составьте и запишите предложения (по вариантам).
5. Ознакомление с рубрикой «Советуем запомнить!».
(Учебник, с. 44.)
— Прочитайте слова, характеризующие отношения между людьми.
— Есть ли среди этих слов синонимы, антонимы? Назовите их.
— Подумайте, какие отношения у вас складываются с каждым из одноклассников? Какие отношения преобладают: дружеские или неприязненные? Какие из этого можно сделать выводы?
6. Работа над характеристикой друга.
Упр. 75.
Дополните первый столбец теми качествами вашего друга, которые в тексте не упоминаются.
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить теоретический материал занятия 7. Устно составить рассказ о своем друге и его качествах, используя при этом слова из рубрик «Сравните!» и «Советуем запомнить!».