Уроки трудового обучения
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Трудовое обучение (девочки) 5 класс
Разработки уроков

Раздел 2. ОФОРМЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ АППЛИКАЦИЕЙ

 

Уроки № 11-12

Тема. ПРИКРЕПЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ АППЛИКАЦИИ К ОСНОВАНИЮ

 

Практическая работа «Приметування деталей аппликации к основанию»

 

Цель урока:

обучающая: обеспечить усвоение учащимися знаний о способах соединения деталей из различных конструкционных материалов, приемы выполнения шва «вперед иголку», его графическое изображение и применение; формировать умение выполнять ручные швы;

развивающая: развивать моторику рук, координации движений (ознакомление с профессией швеи);

воспитательная: воспитание аккуратности и старательности во время вышивальных работ.

Оборудование, материалы и наглядность: аппликации из ткани с закреплением деталей различными способами, образцы шва «вперед иголкой», ткань для основы аппликации с перенесенным рисунком, детали аппликации, ножницы, булавки, игла, гольник, наперсток, нитки, инструкции по БП во время ручных швейных работ, разноцветные таблички-«смайлики».

Объект труда: изделие с аппликацией из ткани.

Тип урока: формирование умений и навыков.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Проверка наличия учащихся, их подготовленности к уроку.

Создание положительного эмоционального настроя

Надеюсь, что вы пришли на урок с хорошим настроением, но все же хочу предложить вам оценить его с помощью табличек-«смайликов». Выберите и поднимите тот смайлик, который больше всего соответствует вашему настроению. (J - желтый, К - зеленый, L - синий). Возможно, кто-то хочет поделиться с нами причинами своего приподнятого настроения? (Ответы учащихся.)

А что нужно, чтобы плохое настроение сменилось на хорошее? (Получить положительные эмоции от удачных ответов, достичь успеха в работе на уроке, почувствовать удовольствие,радость от труда и ее оценки ее окружающими и т.д.)

Следует помнить, что добиться успеха легче в том деле, которую выполняют по желанию, а не в той, что делают по указке.

Такую возможность вы имеете, ведь каждый из вас на предыдущих уроках уже избрал для изготовления изделие с аппликацией из ткани, что вам нравится, и настроился на успех в работе. Поверьте, что это вам под силу.

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Предлагаю вам вспомнить технологическую последовательность изготовления изделия с аппликацией и проанализировать, какую часть работы уже выполнены и что нужно делать дальше.

(Следующий этап в работе - размещение и закрепление деталей на фоне согласно эскизу.)

 

III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Конечный результат зависит от правильности и аккуратности выполненных операций. Поэтому вам следует обратить внимание на процесс выполнения вашей работы, выбрать наилучший способ соединения деталей с основой.

 

IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Тема нашего урока - «Закрепление деталей аппликации к основанию»

 

V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Демонстрации выставки аппликаций из ткани с закреплением деталей различными способами (наклеивание/ пришивание вручную и на швейной машине)

2. Работа в парах (интерактивная часть занятия)

Алгоритм работы

• Разделить детей на пары.

• Каждой паре раздать аппликацию.

• Предложить учащимся поразмышлять и распознать виды соединений, использованных для изготовления работы, назвать их.

3. Игра «Что в названном перечне лишнее?»

Склеивание, соединение гвоздями, соединение заклепками, сшивание нитками вручную, соединение шурупами, соединения «липучкой», шить на швейной машине.

Вывод: чаще всего детали из ткани нашивают на основу различными швами. Некоторые из ранее изученных швов можно применить для изготовления аппликации.

4. Ознакомление с профессией швеи (с. 98-101 учебника)

 

VI. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Блицопрос

• Назовите ручные швы, изученные вами в начальной школе.

• Отвечая на подобранные учащимися загадки (домашнее задание), вспомните, какие инструменты использовали во время шитья.

• Где нужно хранить булавки и иглы?

• Как их следует размещать на рабочем столе во время работы?

• Какие условия необходимы для работы?

2. БП во время работы с иглами, булавками, ножницами

Обратить внимание учащихся на организацию рабочего места: правильное размещение инструментов и материалов обеспечивает удобство во время работы, сокращает затраты времени на выполнение работ, обязательно следует соблюдать правила безопасной работы.

Прежде чем иголку в руки брать,

Надо правила вспомнить:

Как с ней работать,

Чтобы проблем не иметь вовсе.

 

В игл и булавок острые жала,

Их не бросай где попало.

Помни: во время работы

Их не следует держать во рту.

Иглу, всегда помни,

Без ниток не оставляй,

Пользуйся осторожно

И в свою одежду не вставляй.

 

Очень хорошо привычку иметь -

Иглу в гольнику держать.

Вдруг игла сломалась.

Далее, чтобы беда не произошла,

Ты кусочки все собери,

В бумажку заверни их,

Выброси все это в мусор,

Убери все до ума.

 

Все ножницы в руках держали, бесспорно.

И могут они быть опасны.

Пусть знает каждая ученица,

Как работать с ними можно.

 

Справа ножницы лежат.

Если их нужно передать,

Сама за лезвия их возьми,

Кому даешь, до того кольца верни.

Ткань будешь разрезать,

Должна пальцы так держать,

Чтобы вдруг их не тронет.

Будь внимательна! И от беды защитит!

3. Швы временного соединения. Шов «вперед иголкой» (с. 62-64 учебника)

• Применение шва «вперед иголкой».

• Требования к выполнению шва «вперед иголкой».

• Графическое изображение шва и последовательность его выполнения (рис. 68, 72, с. 61, 63 учебника)

• Упражнения на выполнение шва «вперед иголкой».

4. Физкультминутка

Исходное положение: все сидят; учитель, закрыв глаза (лучше отвернувшись), задает классу число - и выбрасывает над головой соответствующее количество пальцев (если число больше пяти, понадобятся обе руки).

Затем он произносит: «Раз-два-три! Замри!» - открывает глаза (возвращается к ученикам). В классе должно стоять ровно столько учеников, сколько пальцев им было предъявлено. Во время выполнения игрового задания каждому из учеников приходится быстро сориентироваться: если количество меньше заданной - схватиться самому; если же больше - то мгновенно сесть.

Изюминка этого упражнения - в своеобразной мобилизации всех участников.

5. Практическая работа «Приметування деталей аппликации к основанию» (инструкция в учебнике на с. 65)

1. Анализ задач практической работы

2. Обеспечение необходимыми инструментами и материалами.

3. Правила безопасного труда, организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования во время выполнения заданий практической работы:

а) Организация рабочего места;

Ваши руки трудолюбивые, находчивые и талантливые.

Строй, порядок они знают, привычно вещи раскладывают:

Все для правой - справа, для левого - слева.

б) Правила безопасного труда при ручных швейных работ.

Санитарно-гигиенические требования во время выполнения ручных швейных работ

• Перед выполнением ручных швейных работ нужно тщательно вымыть руки, чтобы не испачкать ткань.

• Вышивать и шить надо сидя на стуле со спинкой. Сидеть нужно прямо, не сутулясь.

• Освещение должно быть хорошим, желательно естественным. Во время вышивания правой рукой свет должен падать слева на рабочее место, левой рукой - справа. Через каждый час вышивания или шитья необходимо делать отдых для глаз на 5-10 мин. Во время отдыха глаза перевести на спокойную окраску. Полезно также использовать это время на выполнение гимнастики для мышц глаз.

«Зрительная» гимнастика

• Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, открыть их на такое же время и снова зажмуритися. Повторить 7-10 раз.

• Закрыть глаза на 10 секунд, открыть их и посмотреть вправо - влево - вверх - вниз. Сделать еще несколько движений глазами по кругу: вправо - влево - вверх - вниз. Повторить 3-4 раза.

• Быстро моргать глазами 20-25 секунд, закрыть глаза, отклониться на спинку стула и минутку отдохнуть.

4. Самостоятельное выполнение заданий практической работы с инструкционными картами

5. Контроль учителя с целью выявления недостатков в знаниях и умениях учащихся

6. Текущий инструктаж (индивидуальный, групповой, если необходимо)

7. Подведение итогов практической работы:

• демонстрация лучших работ;

• анализ недостатков в результатах работы и пути их устранения;

• оценивание результатов практической работы.

 

VII. РЕФЛЕКСИЯ

Рефлексионное анкетирование

На занятии по трудовому обучению во время сегодняшнего урока я:

1. Узнал_____________________________________________

2. Понял_____________________________________________

3. Научился____________________________________________

4. Я не умел, а теперь умею_________________________________

5. В дальнейшем я хочу_________________________________________

 

VIII. МОТИВАЦИЯ ОЦЕНОК ЗА УРОК, ВЫСТАВЛЕНИЕ ИХ В ЖУРНАЛ, ДНЕВНИКИ

 

IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

• Прочитать с. 61-64 учебника, ответить на вопрос 3 (с. 65 учебника).

 

XI. УБОРКА РАБОЧЕГО МЕСТА

 

БАНК ИДЕЙ