Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ЭКОНОМИКИ
11 класс

УРОК 7

Малые, средние и крупные предприятия: преимущества и ограничения. Сектор малого и среднего бизнеса в современной экономике. Прибыльные и неприбыльные предприятия

 

Цель урока: охарактеризовать отличительные особенности различных по размеру предприятий; определить вклад сектора малого и среднего бизнеса в развитие экономики страны; определить роль и место неприбыльных предприятий; способствовать формированию экономического мышления сознательных граждан; воспитывать интерес к познанию.

Основные понятия: малое, среднее, крупное предприятие, коммерческое и некоммерческое предприятия, структура национальной экономики.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Написать мини-эссе на темы (по вариантам).

Вариант И. Преимущества и недостатки частных предприятий.

Вариант II. Преимущества и недостатки коллективных предприятий.

Вариант III. Преимущества и недостатки государственных предприятий.

На выполнение задания дается 10-15 мин.

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Мы с вами уже рассмотрели несколько классификаций предприятий - по форме собственности и по организационной форме. В отечественном

законодательстве принята и широко используется и другая классификация - по размеру, например, для налогообложения и предоставления предприятиям государственных льгот. В эффективной экономике должны сочетаться как крупные, так и средние и малые предприятия. Статистика доказывает, что в экономически развитых странах доля средних и малых предприятий всегда преобладает, достигая 90 %.

 

IV. Изучение нового материала

По размерам предприятия подразделяются на малые, средние и большие. Малые предприятия (средняя списочная численность персонала не превышает 50 человек, объем выручки не превышает 70 млн. грн.) учреждаются на любой форме собственности и осуществляющих деятельность в производственной, коммерческой, финансовой, страховой и других сферах. Количество малых предприятий больше всего характеризует экономическую активность населения и благоприятность экономического климата в стране. Главные экономические характеристики малых предприятий: специализация в узком рыночном сегменте, отдельном товаре, небольшой группе покупателей, реализация товаров через куплю-продажу на рынке, ограниченность масштабов производства, ограниченная номенклатура продукции, упрощенная система сбыта, гибкость в отношении нововведений, высокая оборачиваемость капитала, ограниченность финансирования. Важная роль малых предприятий заключается в том, что они делают экономику более гибкой, влияют на конъюнктурные изменения, обеспечивают насыщение рынка товарами, повышают занятость населения, стимулируют здоровую конкуренцию. Малые предприятия характеризуются высокой мобильностью, формируют основу среднего класса, обеспечивают свободу рыночного выбора, быструю окупаемость затрат, сдерживают монополизм.

Средние предприятия характеризуются большей стабильностью деятельности и подавляющим неизменностью номенклатуры изделий в больших количествах. Их преимущества заключаются в том, что, с одной стороны, они хорошо оснащены технически и технологически, а с другой - способны быстро реагировать на изменения спроса.

Крупные предприятия (среднесписочная численность работников за отчетный год превышает 250 человек, а объем валового дохода от реализации продукции за год превышает сумму 100 млн грн) производят массовую продукцию стабильного ассортимента, осуществляющих крупномасштабное финансирование в разработку научно-технических проектов. Важнейшая причина их существования состоит в использовании преимуществ, обусловленных ростом масштабов производства. Производство массовой продукции стабильного ассортимента значительно снижает издержки и себестоимость продукции, делает ее доступной для потребителя, дает возможность расширять долю рынка. Крупные предприятия осуществляют активное финансирование инноваций, стимулируя развитие наукоемких отраслей.

Большинство предприятий функционируют ради получения прибыли. Однако хозяйственная деятельность может осуществляться и без получения прибыли.

Некоммерческое хозяйствование - это самостоятельная систематическая хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования, направленная на достижение экономических, социальных и других результатов без цели получения прибыли. Некоммерческая хозяйственная деятельность осуществляется субъектами хозяйствования государственного или коммунального секторов экономики в областях (видах деятельности), в которых запрещается предпринимательство, на основе решения соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления.

До субъектов некоммерческой хозяйственной деятельности можно отнести: 1) учреждения и организации, созданные органами государственной власти Украины и содержатся за счет средств соответствующих бюджетов; 2) учреждения и организации, созданные органами местного самоуправления и содержатся за счет средств соответствующих бюджетов; 3) кредитные союзы; 4) благотворительные фонды и благотворительные организации; 5) общественные организации, созданные с целью осуществления экологической, оздоровительной, любительской, спортивной, культурной, образовательной и научной деятельности; 6) творческие союзы; 7) политические партии; 8) научно-исследовательские учреждения; 9) высшие учебные заведения III-IV уровней аккредитации, внесенные в Государственный реестр научных учреждений, которым предоставляется поддержка государства.

 

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся

1. Определите размеры предприятий по семи признакам.

 

Признаки

Тип предприятия по размеру

Швейная фабрика «Астра», 39 работников

 

Кондитерская фабрика «Вкусные сладости», 95 сотрудников, годовой доход - 88 млн. грн.

 

Научно-исследовательский институт, 346 работников

 

Кредитный союз «Добробут», 119 человек

 

Молокозавод ОАО «Здоровье», 291 работник, годовой доход - 211 млн. грн.

 

Кофейня «Аромат», 14 сотрудников, годовой доход - 120 тыс. грн.

 

Типография «Качественная печать», 14 сотрудников, годовой доход - 350 млн. грн.

 

 

2. Сделайте сравнительный анализ коммерческих и некоммерческих предприятий.

(На доске представлена таблица с заполненным первым колонке «Признаки». К доске вызывают двух учеников: один записывает признаки коммерческих предприятий, второй - некоммерческих. Учащиеся имеют право пользоваться «помощью зала». После завершения выполнения упражнения учитель вместе с классом проверяет написанное на доске и помогает дополнить таблицу.)

 

Признаки

Коммерческое предприятие

Некоммерческое предприятие

Общие признаки

1) Самостоятельность

Государственное гарантирование и законодательное закрепление права коммерческих и некоммерческих субъектов хозяйствования осуществлять любую деятельность, не запрещенную законом

2) Систематичность

Определенная повторяемость (цикличность) осуществления деятельности

3) Направленность на достижение экономических, социальных и других результатов

Возможность получения прибыли, деятельность по охране здоровья, предоставление социальных услуг, поддержка науки, образования, предотвращения и ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф, общественно полезная деятельность: благотворительность, спонсорство, поддержка культуры, спорта и др.

Отличия

1) Цель деятельности

Получение прибыли

Достижение социального результата

2) Пути использования (распределения) прибыли

Прибыль распределяется между участниками субъекта предпринимательской деятельности

Прибыль не может распределяться между его участниками, а направляется на возмещение расходов в установленных пределах и на осуществление тех социально полезных программ, которые являются предметом деятельности таких субъектов

3) Субъектный состав лиц, которые осуществляют коммерческую (некоммерческую) хозяйственную деятельность

Осуществляется субъектами предпринимательской деятельности - физическими и юридическими лицами

Некоммерческие организации: благотворительные организации; объединения граждан; потребительские кооперативы; обслуживающие кооперативы; профессиональные союзы; общества совладельцев жилья; негосударственные пенсионные фонды; кредитные союзы и т.п.

 

VI. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

1. Проработать теоретический материал.

2 . Составить кроссворд по теме «Классификация предприятий».