8 КЛАСС
ГРУНТЫ. РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР УКРАИНЫ
Цель: обобщить знания учащихся о почвы, растительный и животный мир Украины; ознакомить с условиями аукциона, который все больше входит в экономическую практику нашего общества; формировать экологическое мышление; развивать память, внимание, наблюдательность, познавательные интересы; воспитывать чувство хозяина своей земли.
Оборудование: физическая карта Украины; карта животного мира; карта грунтов Украины; таблицы «Классификация почв по механическому составу», «Типы почв», «Структура почв», стенды «Типы почв», образцы почв; чучела животных; аквариум с рыбками; гербарий лекарственных растений; выставка рекомендуемой литературы; гонг, деревянный молоток, секундомер.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний (в форме игры).
Эпиграф урока:
Если ты думаешь о том, что проиграешь, ты проиграешь.
Если ты думаешь, что не сможешь, - ты не сможешь.
Если ты хочешь, но боишься - ты не достигнешь цели.
Успех всегда с тем, кто его жаждет.
Если ты думаешь о победе, - ты победишь.
Победа не всегда приходит к ловкого или сильнейшего.
Рано или поздно она приходит к тому, кто поверил в себя.
Вольтер Вінти
ХОД УРОКА
Учитель. На предыдущих уроках мы изучали тему «Почвы. Растительный и животный мир Украины». На сегодняшнем уроке обобщим знания по теме и реализуем их на аукционе.
Слово «аукцион» вернулось в нашу жизнь не так давно, но все увереннее входит в наш лексикон. «Аукцион» (происходит из латинского языка и означает «увеличение») - это продажа товаров, имущества с публичного торга покупателю, который предложил наивысшую цену. На аукционах выкупают различные материальные ценности. «Товар» на аукционе - это «лот». «Лот» представляет собой вопросы и задания, на которые вы будете давать ответы. А что викуповуватиметься на нашем аукционе? Ваши знания, мысли, интересные идеи по теме будут платой за «товар».
Начинается торг. Я объявляю «товар», то есть задача лота, и время на обдумывание и стоимость. Звучит гонг. В течение отведенного времени вы обдумываете ответ на вопрос, поднимаете руки. Если первый ответ конкретная, точная - вдаряю в гонг. Товар считается проданным. Когда ответ не точная или требует дополнения, то буду обращаться к другим участникам, которые хотят помочь. Чей ответ будет точнее, правильнее, тот объявляется покупателем. И тогда звучит гонг. Нельзя «сбивать цену» (то есть выкрикивать, не поднимая руки) - нарушителя этого правила будет выведено из аукциона. Мне будет помогать «банкир», который будет фиксировать результаты аукциона в таблицу. Остальные ученики класса являются членами акционерных обществ, т.е. акционерами. Акционер - это владелец акций. В нашем случае вы собственники своих знаний. Приобретенные знания вы вкладываете в обогащении своего АО.
Вами создано два АО, каждое из которых выбрало своего «президента». АО и их «президентам» было накануне предложено литературу для подготовки к уроку-аукциону. Прошу «президентов» представить свои АО (название АО, эмблема, девиз).
Аукцион объявляется открытым.
Лот № 1 представляет собой проверку АО на «платежеспособность», то есть подготовленность учащихся по теме. Лот состоит из 12 географических понятий и терминов, определения которых надо дать каждому члену АО. Время на обдумывание - 5 секунд. Максимальная стоимость - 2 балла.
Для первого АО:
1. Солончаки
2. Реликты
3. Ефемери
4. Грунт
5. Биогеография
6. Гумус
7. Дернина
8. Эндемик
9. Мелиорация
10. Флора
11. Рекультивация
12. Материнская порода
Для второго АО:
1. Эфемероиды
2. Ксерофіти
3. Фауна
4. Плодородие
5. Почвоведение
6. Галофиты
7. Дренаж
8. Эрозия
9. Основание
10. Солонцы
11. Основоположник почвоведения
12. Структура почвы.
Слово «банкиру».
Лот № 2 представляет собой теоретические вопросы для обобщения знаний по теме «Почвы». Время на обдумывание - 5 секунд. Максимальная стоимость - 2 балла.
1. Какие есть факторы почвообразования?
2. Роль растительного и животного мира в процессе почвообразования.
3. Чем определяется мощность (глубина) почвы и ее плодородие?
4. Что такое почвенный профиль?
5. Назовите основные горизонты почвенного профиля.
6. Назовите морфологические признаки почв.
7. Как делятся почвы по механическому составу?
8. Какие типы почв характерны для равнинных просторов Украины?
9. Какие почвы распространены в Карпатах?
10. Какие почвы распространены в Крыму?
Слово «банкиру».
Лот № 3 представляет собой практическое применение знаний по теме «Почвы».
Время на обдумывание - 1 мин. Максимальная стоимость - 2 балла.
1. За 1 мин АО определить структуры образцов почв, назвав ее по порядковым номерам.
2. Перед вами образцы почв нашей местности. Определить тип грунта. Слово «банкиру».
Лот № 4 представляет собой теоретические вопросы с целью обобщения знаний по теме «Растительный мир Украины».
Время на обдумывание - 5 секунд. Максимальная стоимость - 2 балла.
1. Сколько видов растений насчитывается в Украине?
2. В какой период сформировалась современная флора Украины?
3. Какой видовой состав лесов и где они распространены?
4. Основные типы растительности в Украине.
5. Каковы особенности растительного покрова степи?
6. Каковы различия в растительном покрове различных типов болот?
7. Где формируется луговая растительность?
8. Какие области Украины самые богатые леса?
9. На какие дикорастущие плоды, ягоды и грибы богаты леса Украины?
10. Когда основан Красную книгу Украины и сколько видов растений занесены в нее?
Слово «банкиру».
Учитель. Человек еще с самого начала своего существования искала защиты у природы, пыталась укрепить свое здоровье, чтобы выжить в сложных условиях. Она вынуждена была оказывать себе врачебную помощь в случае различных травм и заболеваний и, вполне естественно, средства для этого искала в окружающей природе и прежде всего - в мире растений. Так человек познавал целебные свойства растений и их действие на организм. Позже, с появлением земледелия и животноводства, обогатились знания человека о растительный и животный мир. Много растений вошли в арсенал лекарственных на основе наблюдений.
Лот № 5. Для эмоциональной разрядки и замены вида деятельности выносится «черный ящик». АО необходимо по описанию отгадать содержание «черного ящика». Время на обдумывание - 1 мин. АО, которое первым угадало содержание «черного ящика», получает 2 балла, остальное - 0 баллов.
Описание содержания «черного ящика»:
1. Представитель флоры.
2. Цвет лепестков: золотисто-желтые, с черными пятнышками.
3. Цветет: с июня до сентября.
4. Распространение: растение встречается на всей территории Украины на открытой местности, на склонах, по кустарникам.
5. Использование: в случае болезней желудка, печени, почек. В народе называют травой от 99 болезней.
Слово «банкиру».
Лот № 6 представляет собой теоретические вопросы для обобщения знаний по теме «Животный мир Украины». Время на обдумывание - 5 секунд. Максимальная стоимость - 2 балла.
1. Сколько видов насчитывает фауна Украины?
2. Крупнейшие наземные дикие животные на территории Украины.
3. Назовите животных, которые не встречаются не только на территории Украины, а и на других территориях земного шара.
4. Какие представители фауны встречаются на Полесье?
5. Животный мир лесостепи.
6. Животные степи.
7. Чем своеобразный животный мир Азово-Черноморского побережья?
8. Какова специфика животного мира Карпат?
9. Какова специфика фауны Крыма?
10. Какие рыбы наиболее распространены в реках Украины?
Слово «банкиру».
Учитель. На территории Украины встречается много поселений, рек, балок, оврагов и лесов, названия которых происходят от разных домашних животных, фамилий и других слов, образованных от названий животных. Но гораздо больше названий, происходящих от диких животных.
Лот № 7. Топонимический.
Этот лот представляет собой изменение вида деятельности учащихся. Каждое АО в течение 3 мин. должен назвать и показать на физической карте Украины географические названия, происходящие от названия диких животных. Стоимость каждого названного топонима - 1 балл.
Слово «банкиру».
Лот № 8. Это «аукцион идей». Президентам АО объявляются аргументы.
Задача каждого президента: выдвигать идеи к этому аргументу. Максимальная стоимость - 3 балла.
1-й аргумент. Охрана почв.
2-й аргумент. Живой природе грозит опасность.
Учитель. Все лоты проданы. Слово «банкир» для подведения итогов «аукциона».
Оценивания (наиболее активные акционеры получают 12 баллов)
Домашнее задание
Для головы: подготовиться к ТО из темы «Почвы. Растительный и животный мир Украины».
Для сердца: поговорите с растениями, загляните в глаза животным, прислушайтесь к дыханию всего живого, что дышит, живет вокруг нас.
Для рук: пусть каждый мальчик посадит дуб - символ жизни, долголетия, мужества, здоровья; а каждая девочка посадит калину - символ любви, любви, молодости, красоты.