Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Пособие по философии

РАЗДЕЛ И

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 2. Античная философия

§2. Классический период античной философии

В начале расцвета древнегреческой философии возвышается загадочная фигура Сократа ( - 470-399 гг.), что стал рассуждать не о космосе, а о судьбе и жизни человека (антропоцентризм). Философ ничего не писал, его мысли нам известны, главным образом, из сочинений его учеников и, прежде всего, Платона.

Отец Сократа был скульптором-каменотесом, а мать - акушеркой (повитухой). Последним обстоятельством он гордился и говорил, что он, как и его мать, помогает родиться, но не ребенку, а истине. Сократ получил обычную афинскую образование: гимнастическую (физическую) и музыкальную (гуманитарную). В 18 лет он принял присягу и стал громадянином Афин. В этот время в Афинах по переписи насчитывалось 14 040 граждан (свободных мужчин, способных носить оружие).

Сократ возвращает философию от проблемы устройства космоса к проблеме человека. В человеке он видит концентрирования всех загадок бытия.

Следуя призыв Фалеса, считает главным познания самого себя и выдвигает принцип "познай самого себя". Но, как говорил Сократ, самое позорное невежество - "выдумывать, будто знаешь то, чего не знаешь". Поэтому этот свой принцип он дополняет еще и другим: "Я знаю, что я ничего не знаю".

Если человек говорит "я знаю, что я ничего не знаю", то это уже много. "Я не знаю" - значит, я хочу знать, я ищу истину и на веру не принимаю освящены традиции догмы. Знать только то, что говорят другие, значит обладать памятью, но не умом. "Я ничего не знаю" означает, что, как бы далеко я не продвинулся в познании, я не обманываю себя иллюзией, будто постиг окончательную истину. Все я двигаюсь, тем шире раздвигаются горизонты будущего познания. Поэтому на склоне жизни человек имеет еще большее основание, чем раньше, сказать: "Я знаю, что я ничего не знаю".

Главным человеческим качеством Сократ считает добродетель - умение правильно, хорошо действовать, а для этого необходимо знать, какие поступки добродетельные. Поэтому причину аморальных поступков, плохого поведения он видит в незнании. С этим связано убеждение Сократа, что нельзя брать плату за знания, как это делали

софисты.

Впервые в истории философии Сократ поставил задачу исследования сущности и определения таких общих понятий, как "добро", "истина", "красота". Он понимает знание как воспоминание и считает, что истину надо искать в своей душе.

На улицах и. площадях Афин Сократ вел беседы со всеми желающими и в диалоге показывал ложные взгляды, характерные для обычного здравого смысла, и необоснованность уверенности в своем уме и знаниях. По это он получает неприязнь и преследования. Завистливые обвиняют его в растлении молодые и придумывании новых богов. И демократический суд Афин (судьи избирались по жребием) приговаривает его к смерти (280 судей из 500). На суде, и умирая от яда Сократ вел себя мужественно и достойно. Он использовал суд для пропаганды своих взглядов и заявил, что судьи скоро будут строго наказаны за несправедливый приговор. Впоследствии так и случилось.

Сократ слишком неприглядную внешность, отличался мужеством, неприхотливостью и аскетизмом. Возможно, он был болен эпилепсией (есть свидетельства, что периодически он впадал в состояние неподвижности на несколько часов). Существуют предположения, что во время правления ЗО тиранов, сторонников Спарты, Сократ был связан с ними (их глава Крытой и другие были его учениками). Философ относился с недоверием к демократии по жребию, ибо считал, что всеми важными делами должны заниматься специалисты. Не исключено, что именно это политическая подоплека была скрытой причиной суда над Сократом.

Сократ:

- Любой человек назовет, сколько у него овец, но не всякий сможет назвать, сколько у него друзей.

- Злой человек вредит другим без всякой для себя выгоды.

- Женишься или не женишься - в любом случае будешь жалеть.

- Скульптор должен воспроизвести состояние души.

- Как много есть вещей, которые мне не нужны.

- Здоровье - это не все. Но все без здоровье - это ничто.

- Жена Сократа Ксантиппа всегда ссорилась.

- Как ты это терпишь? - спросил его Алкивіад.

- Терпишь же ты ґелґотіння гусей у себя во дворе, - ответил Сократ.

- Но от гусей я имею мясо!

- А я от Ксантиппи имею детей!

- Боги дали человеку много талантов, но не дали только одного дара - способности отличать добро от зла.

Все последующие древнегреческие философы (и не только они), определенным образом, находились под влиянием личности и идей Сократа. У него было много учеников, самый знаменитый из них - Платон.

Платон ( - 427-347 гг.) много чем отличался от Сократа. Платон (настоящее имя Аристокл) происходил из царского рода, был всесторонне развитым, физически и интеллектуально. В 20-летнем возрасте, в - 407 г. встретил Сократа, бросил все свои спортивные и литературные занятия и восемь лет (до самой смерти учителя) был его верным учеником. Платон купил в Афинах сад, посвященный памяти мифологического героя Академа, где основал свою философскую школу. От Платона до нашего времени дошли 23 настоящие диалоги и 11 сомнительных, а также «Апология» Сократа.

Платон выходил из того, что знание добродетели, которое составляет истинную сущность человека, не может быть получено ни через чувственное восприятие, ни через размышления над их источником - материей. Поэтому он предполагает наличие сверхчувствительной субстанции - мира идей (идеальных образов или причин), что относится к материальному мира вещей как вечное, совершенное, истинное бытие к преходящему,

изменчивого, ложного мира теней. Чувственные восприятия не могут дать знания об идеях добра и зла, справедливости и несправедливости и т.д., а если человеческая душа находит их в себе, то только потому, что наблюдала их до своего земного существования.

Платон, таким образом, доказывает существование сверхчувственного мира идей. Он обращается до мысленного эксперимента. "Представим себе,- говорит Платон,- заключенных с детства в пещере пленников, обращенных лицом к стене, противоположной выходу из пещеры. Они никогда не имели дела с реальными вещами. Вне отверстием пещеры люди проносят в корзинах разнообразные предметы отражаются на стене, лицом к которой обращены арестанты. Узники всю свою жизнь видят лишь тени вещей. Поскольку они никогда не воспринимали настоящих предметов, то сколько бы их не убеждали, что то, что они видят, - только тени вещей, они этому не поверят, потому что по жизненной привычке воспринимают их как истинный мир". Именно так, по мнению Платона, действуют все люди, считая чувственно воспринят мир вещей миром истинным, хотя, на самом деле, воспринимают тени мира идей.

Платон считал, что душа человека бессмертна и путешествует по телам, что Бог не создал, а сделал "перестройку" материи, которая существовала всегда, существует только один мир и он живой. Знания философ разделяет на интеллектуальный (мышление и разум) и чувственное (веру и подобие). Истинное (светлое) знание может дать только мышление.

Впервые Платон создает своеобразную утопию: описывает устройство идеального государства, правители которой являются философами, а все жизни граждан строго регламентировано (контролируются даже колыбельные песни и рассказы нянь маленьким детям). Идеальном государстве Платон противопоставляет четыре типа плохих государств, в которых нет порядка, преобладают распри, насилие и жадность:

тимократия - власть честолюбцев (лучшая из плохих, но быстро превращается в олигархию);

олигархия - власть богатых, что смахивает возмущенными бедными (демосом);

демократия - еще хуже государство, по которой царит полный беспорядок и которая обязательно сменяется тиранией;

тирания - единоличная, незаконная и неограниченная власть, она является наихудшей и всегда ведет к войнам.

Платон:

- Бояться смерти - это ничто иное, как приписывать себе мудрость, которой не обладаешь, то есть возомнить, будто знаешь то, чего не знаешь. Ведь никто не знает ни того, что такое смерть, ни того, не есть ли она для человека величайшим из благ, однако ее боятся, будто знают наверное, что она - величайшее зло. Но не является щонайганебнішим невежеством представлять, как будто знаешь то, чего не знаешь?

- Философия замечательная, если заниматься ею умеренно молодом возрасте; но когда задержаться на ней более, чем нужно, то она - гибель для человека.

- Настоящие философы - это те, кто стремятся истины.

- Добро - это то, что придает вещам истинность, а дает человеку способность к познанию.

- Время - это споглядаюча свои осуществления вечность.

- Время - подобие вечности, движущийся от числа к числу.

- Творчество - то, что вызывает переход из небытия в бытие.

Влияние философии Платона был слишком существенным, он ощутим и до сих пор, особенно в философии математике и теоретической физике.

Учеником Платона был Аристотель ( - 384-322 гг.) - сын придворного врача македонского царя и учитель великого полководца Александра Македонского. Аристотель систематизировал все знания своего времени о неживую и живую природу, психологию человека, строение государства, познания. Он разработал основные понятия этики (добро, счастье, блаженство и т.д.), создал первую систему категорий (10 категорий), основными из которых являются следующие: добро, счастье, добродетель, нравственный выбор. Счастья Аристотель понимает как "деятельность души согласно с добродетелью", то есть как творение блага (добра), что приносит блаженство. Самое совершенное блаженство - в созерцании.

Аристотель впервые применил понятие "организм", описал более 500 видов животных, и, по сути дела, основал сравнительную анатомию, эмбриологию и физиологию, первым начал писать научные трактаты из правил логики, а не диалоги и поэмы, как это было до него.

Государство понимает как господство порядка, базирующегося на законе. В государстве могут существовать два типа хозяйствования:

экономика, цель которой удовлетворять потребности граждан;

хрематистик, что существует ради наживы.

По политическим устройством Аристотель делит все государства на правильные и неправильные.

Правильные государства (цель - общая польза):

монархия (законная власти);

аристократия (власть лучших);

полития (республика, власть большинства).

Неправильные (вырожденные) государства (цель - собственные интересы):

тирания (незаконная власти);

олигархия (власть богатых);

демократия (власть неимущих в их интересах).

При этом монархия лучше аристократии, аристократия лучше политии, а в вырожденных, наоборот, демократия лучше олигархии, а олигархия лучше тирании. То есть, демократия - это лучшая форма государства среди худших. Худшая форма - охлократия (власть толпы), когда вообще нет закона и порядка.

Аристотель единолично основал такую науку , как логика. После смерти Платона он организовал в пригороде Афин Ликеє свою школу, где проводил занятия в галерее (перипатосі), иногда прогуливаясь с учениками. Ученики получили имя перипатетика - тех, что прогуливаются.

Аристотель выделял три вида души: растительную, животную и разумную (у человека). Он критиковал платонівське удвоение мира. Платона мы любим, он наш учитель, но истина дороже. В учении Платона является противоречие. Например, утверждается, что каждое свойство вещей обусловлена соответствующей идеей: красота вещей - идеей красоты, белый цвет - идеей белья и др. Но каждая вещь имеет не одну, а множество свойств. Следовательно, каждая из них должна быть обусловлена не одной, как утверждает Платон, а множеством идей. С другой стороны, по Платону, идея - это сущность вещи, и вместе с тем он уверен, что идея существует вне вещами в потустороннем мире. Получается, что вещи существуют без своей сущности. Наконец, как могут нематериальные идеи влиять на материю, формируя из нее мир вещей? У Платона ответа на этот вопрос нет.

Бестелесные идеи Платона - общее и сущностное. Однако, как указывает Аристотель, "ничто общее не существует отдельно, вне единичными вещами". Каждая единичная вещь ("первая сущность") - это составное целое: единство материи как начала, что определяется, и формы как начала, что определяет. Материя - это то, из чего состоят все вещи ("материальная причина"), а форма - это сущность и суть бытия, благодаря которой всякая вещь такова, какова она есть ("формальная причина"). Материя и форма соотносятся между собой как возможность и действительность. Так, глина по отношению к кирпича - материя, а кирпич по отношению к глине - форма. В свою очередь, кирпич - это материя, а дом - форма.

Аристотель:

- Все науки более необходимы, нежели философия, но лучше ее нет ни одной.

- Со всего неизвестного найневідомішим есть время.

- Искать истину и легко, и трудно, ибо очевидно, что никто не может ни целиком ее постигнуть, ни полностью ее не заметить. (Это высказывание помещено на здании Национальной академии наук США в Вашингтоне).

- Только Богу хорошо всегда.

- Эгоист не тот, кто любит себя, а тот, кто не любит других.

- Время - мера движения.

- Правда похожа на человека, который лечит сама себя.

Leucippus и Демокрит ( - 460-370 гг.) наиболее полно разработали идею единства космоса и человека. Согласно по их учению, все в мире состоит из атомов - неделимых, абсолютно неизменных, маленьких частиц, движущихся в пустоте, то соединяясь между собой, то роз'єднуючись. Так возникают и гибнут все миры и все тела в них. Огонь и человеческие души состоят из чрезвычайно мелких и очень подвижных атомов сферической формы.

Настоящее счастье человека заключается, по мнению основоположника атомизме Демокрита, не в материальных благах и чувственных удовольствиях, а в мудрости, в том спокойном и уравновешенном состоянии духа, которое достигается истинным познанием с помощью изящных "образов мышления", мягкой и тихой подвижности атомов души.

Идеал Демокрита - жизнь, поддержано общим законом и порядком, доброе и благодушное. Разумное наслаждение жизнью состоит в светлом и спокойном состоянии души, обусловленном согласием с природой, исполнением долга, мерой во всем, смелостью духа и бесстрашием мышления. Благоразумие, соответствие между словом и делом, умеренность провозглашаются Демокритом необходимыми добродетелями граждан государства. Назначение же государства - Гарантировать мирное и налаженную жизнь граждан. Она должна служить уздой и силой, что подавляет, для тех, кто нарушает порядок и сеет смуту, должна держать в покорности рабов и нуждающихся.

Демокрит первым высказал мнение о происхождение болезней от мелких существ, проникающих в организм при дыхании. В связи с Цельсом, и Демокрит, Пифагор и Эмпедокл были врачами. Демокрит, кроме всего, дружил со своим ровесником, Гиппократом, который в последнюю минуту жизни Демокрита был рядом с ним.

Демокрит:

- Богатый тот, у кого мало желаний.

- Жизнь без праздников - это долгий путь без отдыха.

- Учитель дураков несчастный.

- Мудрость приносит три плода: умение хорошо думать, хорошо говорить, хорошо делать.

- Завистливый более всего вредит себе самому.

- Чрезмерного желают только дети.

- Врач исцеляет болезни тела, а философия освобождает душу от страстей.

- Не обязательно уметь говорить, но обязательно уметь молчать.

- Рассудительный тот, кто не скучает по тому, чего не имеет. и радуется тому, что есть.

Здоровья просят у Бога люди, а того не знают, что в их руках средства к этому.

Б. Рассел считает Демокрита последним целостным реалистом, что имел не только научные для своего времени взгляды, но и стремление к бескорыстному познанию всей действительности. После него, считает он, начинается спад философской мысли.