Мор (More) Томас (1478 - 1535) - английский гуманист, писатель, государственный деятель (канцлер Англии в 1529 - 1532 гг.), один из основоположников утопического социализма, друг Эразма Роттердамского. Будучи католиком, отказался присягать королю как "верховному главе" англиканской церкви, после чего его обвинили в государственной измене и казнили. Был канонизирован католической церковью в 1935 г. В сочинении "Утопия" (1516) описал идеальный строй фантастического острова Утопия (название дал сам М.) В "Утопии" впервые в истории человечества изображено общество, где ликвидирована частная (и даже личную) собственность, усуспільнено производство и быт и введено равенство потребления. По логике автора выходило, что при справедливом социальном строе и общественной собственности на средства производства захватнических войн не должно быть. Грабительскую войну М. назвал "деянием поистине зверским". Жители страны Утопия вели только справедливые войны, отстаивая свою волю или поддерживая народ, который подвергался тирании. Высокие моральные качества утопійців давали возможность им понять следующее: народы, воюют против них, идут на войну не по своей воле, а гонимые безумием государей". Автор "Утопии"' критиковал правителей, которые больше озабочены тем, как законными и незаконными путями захватить себе новые царства, чем тем. как следует управлять ими. Препятствием на пути к справедливому мирному жизни возникает, по мнению М., частная собственность, поэтому ее следует ликвидировать. Еще одной причиной войн он считал религию. В Утопии разрешается существования любой религии. Обращать в свою религию разрешалось только "спокойно и рассудительно, с помощью соответствующих доводов, не злобуючи при этом против других религий... Если же дело дойдет до беспорядков и борьбы с оружием в руках, то даже наилучшая и святейшая религия погибнет..." В "Утопии" автор в форме диалога пытается ответить на самые злободневные вопросы своего времени. Хотя М. не мыслил себе достижения своего идеала с помощью революции (он не был сторонником народных движений, видя в них лишь разрушительное начало, анархию), его произведение производил на читателей революционизирующее воздействие в течение трех последующих веков. Немало поколений сторонников его идей как альтернативы угнетению и безправ'ю черпали в "Утопии" вдохновение как по внутренней перестройки государственной системы, так и в отношении установления справедливых отношений между народами. Труд М. оказала большое влияние на реформаторов, так и на представителей различных революционных течений последующих столетий. Отметим, что изображены на гербе государства Утопии символы плодотворного и мирного труда (серп, молот, колосья) было использовано при разработке герба СССР.