Мониторинг политический - 1) в узком смысле - специально организованная система наблюдения за изменениями в состоянии субъектов и явлений политической системы; 2) в широком смысле - также результаты наблюдения. Основная цель проведения М. п. - предоставить материал для выполнения субъектом политического действия оценки, контроля и прогноза текущей политической ситуации, различных видов политического анализа (ситуационный, стратегический, ценностный), разработки тактики и корректировки стратегии ведения политической деятельности, осуществления отдельных шагов на политической арене, принятие политических решений.
По уровню познания М. п. принадлежит к эмпирическому анализу, хотя, конечно, в процессе его осуществления используются элементы теоретического анализа, в частности при отборе методики осуществления М. п., построении теоретических моделей и т.д. Рост роли М. п. связано с усложнением общественно-политических процессов, существованием сложных политических систем, ростом неустойчивости социальных систем, политических рисков, увеличением кризисных ситуаций, резким увеличением информационных потоков.
Инициатором проведения М. п. могут быть государство и отдельные органы власти и органы местного самоуправления, организованные политические силы, общественные организации, отдельные политические деятели. Виды М. п. различают по: а) объектом мониторинга; б) время проведения М. п.; в) технологии осуществления.
Объектом М. п. являются действия политических сил или органов власти, динамика политических ориентаций населения, деятельность неправительственных организаций, действия субъектов международной политики и т.д. Объектами изучения могут быть решения, которые принимают органы власти, местного самоуправления, политические и общественные организации, а также заявления отдельных государственных и политических лидеров, результаты социологических опросов, материалы средств массовой информации, итоги проведения выборов. Отдельно следует отметить такое популярное в последнее время направление М. п., как изучение политических слухов, в частности тех, которые сознательно распространяют политические оппоненты.
Мониторинг политический может осуществляться постоянно или ситуативно. Во втором случае такой мониторинг, как правило, связан с подготовкой той или иной политической силы, органа власти или местного самоуправления к проведению политической кампании.
За технологиями и методами осуществления М. п. выделяют, в частности, поисковый анализ (изучение отдельного политического события посредством проведения интервью, анкетирования, контент-анализа документов) и описательный анализ (анализ значимого политического события, например, выборов, предусматривает создание предыдущих моделей, в том числе выделение электоральных групп, групп кандидатов в депутаты и др.). Часто второй вид М. п. осуществляется совместными усилиями представителей различных научных дисциплин - политологии, социологии, экономической науки, юриспруденции и т.д.
В то же время задачей М. п. служит не только описание событий, заявлений, настроений и т.п., но и установление степени повторяемости событий, взаимосвязи между отдельными фактами политической жизни. Во время проведения М. п. используют подходы (или их элементы) таких видов анализа, как: системный, проблемный, статистический, аксиологический. Применяются такие методы осуществления М. п.: сравнительный; агрегирование; классификационный; ранжирование; среднего и отклонений от него; моделирование; экстраполяции; отбора и т.д.
Обобщенно можно выделить следующие этапы проведения М. п.: предварительное описание исследуемой проблемы или политической реальности; разработка параметров, по которым осуществляется мониторинг; определение источников получения информации; выполнение исследований; обобщение полученных данных, выявление взаимосвязей.
Особенностью проведения М. п. в последние годы стала профессионализация этой деятельности, вследствие чего М. п. осуществляется как в рамках самих политических сил, органов государственной власти и местного самоуправления, так и специализированными учреждениями. За годы государственной независимости в Украине сформировалась сеть таких учреждений, к которым относятся различные социологические службы, информационно-аналитические центры, информационные агентства.
Веймер Дэвид Л., Войнінг Эйден Г. Анализ политики: Концепции и практика. - К., 1998; Плотинский Ю. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. - М., 1998; Сурмин Ю. Методология анализа ситуаций. - К., 1999; Ядов В. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - Самара, 1995.
Есть. Перегуда