Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 4 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 89

Тема. Глаголы, выражающие незаконченное и законченное действие

 

Цель: ознакомить учащихся с новым грамматическим признаком глагола, провести наблюдения за выразительными признаками глаголов, обозначают незаконченное и законченное действие, их существенными признаками; развивать речь детей; воспитывать навыки сохранения жизни.

Оборудование: карточки с глаголами для игры, карточки индивидуального опроса.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

1. Конкурс сочинений-фантазий «Если бы птицы и звери умели говорить»

Дети зачитывают свои произведения.

2. Карточки индивидуального опроса

Карточка 1

Спиши. Определи время, число глаголов.

Словно лебединый пух, паде

Мелкий снежок медленно.

Как возбудится - то все будет

Білесенько вокруг.

(Б. Лепкий)

Карточка 2

Выпиши глаголы прошедшего времени. Определи их число.

Была весна, щедрая, милая,

Лучами играла, сыпала цветка.

Все ожило, все загомоніло.

Зеленый шум, веселая луна.

Прилетел ветер и в тесной хижине

Он про весеннюю волю спел.

В окно заглянули от яблони ветви,

Посыпались белоснежные цветки.

Карточка 3

Выпиши, раскрывая скобки, сначала глаголы, которые пишутся с не раздельно, а затем те, что пишутся вместе.

(Не)хтувати, (не)читать, (не)валить, (не)навидіти, (не)осилить, (не)отступать, (не)говорить, (не)петь, (не)вгавити, (не) мешать.

Карточка 4

Спиши текст. Подчеркни глаголы с-ся, подбери к ним начальную форму.

БЕДА МОЛЧИТ

Летали воробушки, играли и нашли на помойке три конопляные зернышки. Заспорили. И начали драться.

И так дерутся, и так дергаются, аж вверх скачут, аж перья с них летит...

 

II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения

- Пользуясь схемой, установите связи в предложениях.

 

Могучий дуб радовался яркому солнцу.

 

 

Обрадовался соловей в зеленой роще.

 

image42

 

- Чем похожи, а чем различаются глаголы радовался и обрадовался?

- Подумайте, какое действие закончилась.

 

III. Объявление темы и цели урока

- То с чем сегодня будем знакомиться?

- А что будем учиться делать?

- Как вы думаете, а глаголы будущего времени могут обозначать законченное действие?

- Давайте проверим.

 

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Поисковая работа (по материалу упражнения 99)

- Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?

- Может ли глагол в будущем времени обозначают завершенное действие?

- А в настоящем?

- Сверьте свои выводы с правилом на с. 54.

2. Коллективное комментируемое выполнения упражнения 100

- А могут ли глаголы в неозначеній форме обозначать законченное действие?

- Сравните строение глаголов неозначеної формы. Как передается завершенность действия?

 

V. Закрепление и систематизация знаний

1. Творческая работа по вариантам

- Из глаголов, записанных на доске, образовать:

I вариант - все возможные формы незавершенной действия;

II вариант - все возможные формы завершенного действия.

Говорить, писать, читать.

Например:

I вариант - говорить - говорил, заговорил, будет говорить, говорить.

II вариант - говорить - заговорил, заговорит.

- Почему глаголов, выражающих незавершенное действие, получается больше? (Потому что в настоящем времени глагол всегда выражает только незаконченное действие.)

2. Минутка каллиграфии

бе берет же бережет бы

Береженого и Бог бережет.

- Как вы понимаете эту поговорку?

- А какие опасные ситуации могут подстерегать нас в повседневной жизни? Как их предотвратить?

- Какое действие выражает глагол в этой поговорке?

- Измените его так, чтобы оно выражало завершенное действие.

3. Работа с текстом (за упражнением 101)

- А как бы вы действовали в такой ситуации?

- Задание 3 выполните самостоятельно.

4. Работа со словарными словами

 

VI. Итог урока

1. Игра «Найди пару»

Несколько учеников получают карточки с глаголами: лететь, взлететь, колотить, хлопнуть, рисовать, нарисовать, перерисовать, перерисовать, счищать, счистить.

По команде учителя они собираются парами «незавершенное действие + завершена действие».

Учащиеся класса проверяют правильность выполнения задания.

- С чем мы сегодня познакомились?

- Какую особенность имеют глаголы настоящего времени?

2. Инструктаж по выполнению домашнего задания

 

VII. Домашнее задание

Правило на с. 54; упражнение 102.