Урок 89
Тема. Глаголы, выражающие незаконченное и законченное действие
Цель: ознакомить учащихся с новым грамматическим признаком глагола, провести наблюдения за выразительными признаками глаголов, обозначают незаконченное и законченное действие, их существенными признаками; развивать речь детей; воспитывать навыки сохранения жизни.
Оборудование: карточки с глаголами для игры, карточки индивидуального опроса.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
1. Конкурс сочинений-фантазий «Если бы птицы и звери умели говорить»
Дети зачитывают свои произведения.
2. Карточки индивидуального опроса
Карточка 1
Спиши. Определи время, число глаголов.
Словно лебединый пух, паде
Мелкий снежок медленно.
Как возбудится - то все будет
Білесенько вокруг.
(Б. Лепкий)
Карточка 2
Выпиши глаголы прошедшего времени. Определи их число.
Была весна, щедрая, милая,
Лучами играла, сыпала цветка.
Все ожило, все загомоніло.
Зеленый шум, веселая луна.
Прилетел ветер и в тесной хижине
Он про весеннюю волю спел.
В окно заглянули от яблони ветви,
Посыпались белоснежные цветки.
Карточка 3
Выпиши, раскрывая скобки, сначала глаголы, которые пишутся с не раздельно, а затем те, что пишутся вместе.
(Не)хтувати, (не)читать, (не)валить, (не)навидіти, (не)осилить, (не)отступать, (не)говорить, (не)петь, (не)вгавити, (не) мешать.
Карточка 4
Спиши текст. Подчеркни глаголы с-ся, подбери к ним начальную форму.
БЕДА МОЛЧИТ
Летали воробушки, играли и нашли на помойке три конопляные зернышки. Заспорили. И начали драться.
И так дерутся, и так дергаются, аж вверх скачут, аж перья с них летит...
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
- Пользуясь схемой, установите связи в предложениях.
Могучий дуб радовался яркому солнцу.
Обрадовался соловей в зеленой роще.
- Чем похожи, а чем различаются глаголы радовался и обрадовался?
- Подумайте, какое действие закончилась.
III. Объявление темы и цели урока
- То с чем сегодня будем знакомиться?
- А что будем учиться делать?
- Как вы думаете, а глаголы будущего времени могут обозначать законченное действие?
- Давайте проверим.
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Поисковая работа (по материалу упражнения 99)
- Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?
- Может ли глагол в будущем времени обозначают завершенное действие?
- А в настоящем?
- Сверьте свои выводы с правилом на с. 54.
2. Коллективное комментируемое выполнения упражнения 100
- А могут ли глаголы в неозначеній форме обозначать законченное действие?
- Сравните строение глаголов неозначеної формы. Как передается завершенность действия?
V. Закрепление и систематизация знаний
1. Творческая работа по вариантам
- Из глаголов, записанных на доске, образовать:
I вариант - все возможные формы незавершенной действия;
II вариант - все возможные формы завершенного действия.
Говорить, писать, читать.
Например:
I вариант - говорить - говорил, заговорил, будет говорить, говорить.
II вариант - говорить - заговорил, заговорит.
- Почему глаголов, выражающих незавершенное действие, получается больше? (Потому что в настоящем времени глагол всегда выражает только незаконченное действие.)
2. Минутка каллиграфии
бе берет же бережет бы
Береженого и Бог бережет.
- Как вы понимаете эту поговорку?
- А какие опасные ситуации могут подстерегать нас в повседневной жизни? Как их предотвратить?
- Какое действие выражает глагол в этой поговорке?
- Измените его так, чтобы оно выражало завершенное действие.
3. Работа с текстом (за упражнением 101)
- А как бы вы действовали в такой ситуации?
- Задание 3 выполните самостоятельно.
4. Работа со словарными словами
VI. Итог урока
1. Игра «Найди пару»
Несколько учеников получают карточки с глаголами: лететь, взлететь, колотить, хлопнуть, рисовать, нарисовать, перерисовать, перерисовать, счищать, счистить.
По команде учителя они собираются парами «незавершенное действие + завершена действие».
Учащиеся класса проверяют правильность выполнения задания.
- С чем мы сегодня познакомились?
- Какую особенность имеют глаголы настоящего времени?
2. Инструктаж по выполнению домашнего задания
VII. Домашнее задание
Правило на с. 54; упражнение 102.