Михновский Николай (1873 - 1924) - выдающийся общественно-политический деятель, теоретик украинского национализма, один из активных спикеров самостійницької течения украинского национального движения конца XIX - первой четверти XX вв. Родился в с. Туровке (ныне Яготинского р-на Киевской обл.). Во время учебы на юридическом факультете Киевского университета стал со - организатором Братства тарасовцев. Как адвокат принимал участие в резонансных политических судебных процессах. Написал программный документ первого периода деятельности Революционной украинской партии (РУП) - "Самостоятельная Украина", автор проекта конституции Украины, был одним из основателей самостійницької Украинской народной партии (УНП), членом Центральной Рады. В начале 1917 г. начал активную деятельность по созданию украинского войска вопреки позиции руководителей Центральной Рады. Видя угрозу поражения украинской революции через пассивные и непоследовательные действия Центральной Рады, М. стал инициатором восстания в июле 1917 г. украинских военных частей, целью которого было провозгласить самостоятельное Украинское государство, однако разоблачения планов восстания привело к его неудачи и отправления М. на румынский фронт. Поздней осенью 1917 г. возвращается из высылки, занимается политической деятельностью. После установления советской власти М. выехал на Кубань, где работал в системе кооперации и образования. Весной 1924 г. вернулся в Киев, претерпел преследования новых властей, 3 мая 1924 г. М. было найдено повешенным.
В основу своей политической программы М. положил принцип самостоятельности Украины (под таким названием вышла в свет в 1900 г. его брошюра). Свою программу он начал с утверждения, что конец XIX в. характеризуется борьбой порабощенных наций за свое национальное и политическое освобождение. Вполне справедливо он отмечал, что мировое национальный вопрос становится одной из основных проблем международной политики тогдашних государств, которое им не под силу решить учитывая незаинтересованность в изменении собственных государственных границ в интересах угнетенных народов. Каждая нация, как подчеркивал М., стремится к самостоятельной государства, потому что только собственное национальное государство может дать этноса всестороннее духовное развитие и материальное благополучие, к тому же утверждение индивидуальности личности возможно только в таком государстве. Поэтому М. делает вывод, что "государственная самостоятельность есть главное условие существования нации, а государственная независимость является национальным идеалом в сфере межнациональных отношений". Достичь этого можно лишь в результате победоносной вооруженной борьбы с поневолювачем. Поэтому украинцам, отмечал М., как отдельной порабощенной нации тоже нужно вести борьбу, которая должна завершиться утверждением "одной, единой, нераздельной, свободной, самостоятельной Украины от Карпат аж по Кавказ".
Борьба даст возможность украинцам ликвидировать неблагоприятное политическое и национальное положение, в котором находятся, "когда украинцу не свободно признаваться в своей национальности и когда любить Отечество равносильно, что быть государственным изменником" с точки зрения властей государства - поработителя. Нет других методов, как отмечает М., чтобы уничтожить существующее нелегитимное владения Россией украинскими землями, основанной на праве силы, которое появилось после нарушения российской стороной договора 1654 г. Благодаря борьбе украинцы смогут восстановить историческое право на собственную землю, ликвидировать политику российских властей, направленную на ассимиляцию украинского народа, уничтожение его языка, культуры. Поэтому М. заявлял, что "мы произносим, что возьмем силой то, что нам принадлежит по праву, но отняли от нас тоже силой".
Михновский решительно призвал к борьбе за освобождение всех украинских этнических земель от чужаков - угнетателей (или врагов - чужаков). То есть стремился устранить иностранный политический контроль и вытеснить иностранный колонизационный элемент, что был антиукраински настроенным и занимал все ключевые посты в администрации, экономике, образовании и т.д. Именно в этом смысле и учитывая тот тяжелый национальный и политическое состояние, в котором находились украинцы, М. написал "Десять заповедей УНП", поэтому их нужно воспринимать именно с учетом тогдашних реалий. Выступая за деколонизацию Украины и возвращение законных прав украинцам как хозяевам этой земли (надлежащего места в политической, культурной и экономической жизни собственной страны), М. не выступал за устранение всех других этносов с украинской территории. "Мы боремся против иностранцев не потому, что они иностранцы, а потому, что они эксплуататоры". Итак, все представители других этносов, которые выступают против украинского законодательства, то есть не являются лояльными к власти, должны были предстать перед выбором - покинуть украинские земли или изменить свою позицию.
В разработанном М. проекте конституции Украины и программе УНП непосредственно указывалось на наличие в Украинском государстве іноетнічного населения, что будет иметь равные права и обязанности с украинцами. "Самостоятельная Украина будет республикой свободных людей, свободных от гнета и эксплуатации". Наряду с государственным украинским языком в Украинском государстве будут развиваться и использоваться государственными органами и языка национальных меньшинств. Учитывая это, высказанное М. лозунг "Украина для украинцев" объяснялось как создание украинского национального государства на своей этнической территории, то есть государства украинского этноса, в которой он получит законное право на самоопределение и уже в дальнейшем собственной волей и разумом будет творить свое будущее рядом с другими государствами, поддерживая мир и порядок как на собственной территории, так и в мире. Существующие другие толкования этого выражения, появившиеся при жизни М. и существуют сегодня, является не чем иным, как его фальсификацией, подменой содержания и т.д. Оно звучит "Украина для украинцев", но ни в коем случае не "Украина только для украинцев". Это разные понятия, имеющие кардинально противоположный смысл, а потому сочетать их недопустимо.
В предложенном проекте конституции М. заложил принцип построения свободной независимого самостоятельного Украинского государства как союза девяти самоуправляемых земель, образованных на основе своих природных особенностей и самобытности. Это - Черноморская Украина, Слободская Украина, Степная Украина, Левобережная Украина или Гетманщина, Северная Украина, Гаевая Украина (Полесье), Подгорная Украина, Горовая Украина и Понадморська Украина. Украинская держава должна быть президентской республикой с двухпалатным парламентом в составе совета представителей (депутатов) и сената. В Украинском государстве должны существовать три ветви власти - исполнительная, законодательная и судебная. Исполнительную власть занимал президент, которого выбирал бы весь народ через всенародное волеизъявление. Президент назначал министров, был главнокомандующим войска и флота. В специальном разделе проекта провозглашались права человека: свобода веры и ее публичного выявления, свобода слова и печати, национальности, убеждений, собраний, тайна переписки и др.
В конституционном проекте, как и в программе УНП, предусматривалась национализация земли, за исключением участков под зданиями, осуществлялась по такому принципу: у владельцев - украинцев земля выкупалась, в чужаков - отбиралась без возмещения. Это было обусловлено тем, что подавляющее большинство украинского земельного фонда не принадлежала украинцам, у которых землю забирали силой. После национализации земля становилась собственностью украинского народа, каждый представитель которого мог брать столько земли, сколько сможет собственноручно без наемника обработать.
В указанных документах рассматривался также и рабочий вопрос. Предполагалось такое: введение 8-часового рабочего дня, сокращенного рабочего дня на вредных производствах, охране труда подростков и женщин, установление минимума заработной платы; бесплатной медицинской помощи, инспекции труда; создание профсоюзов, третейских судов на производстве, которые должны рассматривать конфликты между рабочими и предпринимателями; организация страховых касс и т.д.
Призывая к борьбе с поработителями, М. констатировал национальную индифферентность украинской нации, основной причиной чего считал отсутствие национализма (то есть национального сознания). Для преодоления этого М. предлагал следовать традиции порабощенных народов Запада в их развитии путем национализма, через подъем массового национального самосознания народа к обретению национального государства. Лидерами этого должна была стать собственная интеллигенция нового поколения, что верила в свои силы и национальные. Она должна полностью отдать себя борьбе ради утверждения великого идеала - восстановление "одной, единой, неделимой, свободной, самостоятельной Украины".
Учитывая то, что начало XX в. отмечался общей фетишизацией социализма, программа УНП, разработанная М., отражает социалистические идеи. Однако социализм УНП разительно отличался от социализма российских большевиков и меньшевиков и даже украинских социал-демократов своим национальным направлением. Необходимой предпосылкой глубоких социально-экономических преобразований в обществе, а в конечном счете - достижение социалистического идеала программа УНП считала получения Украинского государства - "республики украинских рабочих людей".
Было также отвергнуто марксистский лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", исходя из того, что "рабочее движение в настоящее время вступил в новую фазу своего развития: он стал из космополитического национальным". Марксистском призыва М. противопоставляет свое: "Рабочие порабощенных наций, объединяйтесь для совместной борьбы за свои национально-политические, духовные и экономические интересы против господствующих наций, под условием обоюдного признания своих национальных прав". М. предупреждал, что положение рабочих Украины не улучшится после победы в России пролетариата. Также важным было его замечание относительно вероятности угрозы от демократии господствующей нации. "Когда же демократия господствующих наций выбьется на свободу, когда она воцарится, когда она придет к власти государственной, тогда надеяться на сочувствие к обездоленным наций можно еще меньше". Политический прогноз М. стал реальностью во время революционных событий 1917 - 1920 гг. в Украине.
Отношение к личности М. было и остается неоднозначным, учитывая то, что с самого начала своей политической деятельности он подверг жесткой критике устоявшийся мир лояльного украинофильства, постоянно и настойчиво отстаивал идеи, которые большинство не воспринимала. Его участие в общественно-политической жизни Украины была достаточно активной. Он основал политическую традицию, которая уже никогда не прерывалась - традицию новейшего украинского самостийничества, и делал отчаянные попытки приблизить перспективу самостоятельности конкретными делами.
Андреевский Г. Николай Михновский // Освободительный путь. - 1974. - № 6; Курас И. Ф., Турчанко Ф. Г. Геращенко Т. С. М. И. Михновский: фигура на фоне эпохи // Укр. ист. журн. - 1992. - № 9-10; Михновский. И. Самостоятельная Украина. - К., 2003; Национализм: Антология. - К., 2000; Самостоятельная Украина: 36. программ укр. политических партий начала XX вв. - Тернополь, 1991.
В. Деревинский