Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии
Великие философы учебное пособие

Раздел 7

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ

Владимир Винниченко

(1888-1951)

«Я беру на себя трудную вещь: дать полную, прав диву картину борьбы украинства за освобождение своей нации во время и после Великой Русской Революции»



Выдающийся украинский писатель, философ, политолог и политический деятель Владимир Винниченко родился в селе Большой Угол на Херсонщине в семье малоземельных крестьян. С ранних лет он познал нужду, видел страдания крестьянского люда, воспитал в себе острое чувство социальной справедливости, достижению которой посвятил всю свою жизнь. Парень учился в сельской народной школе, потом в Елисаветградской гимназии, из которой был исключен за «мазепинские» взгляды и убеждения. Юноша идет в народ батрачит, работает на заводах и железной дороге, постоянно занимается самообразованием. Аттестат зрелости он получает в Златопольской гимназии (на Киевщине), успешно сдав экзамены экстерном. Любознательный юноша тянулся к знаниям и впоследствии поступает на юридический факультет Киевского университета Св. Владимира. Обучение, к сожалению, не сложилось. Юноша оказался втянутым в водоворот первой русской революции, за что был удален из университета и прикомандирован «для перевоспитания» к саперного батальона г. Киева.

Революция подняла или сломала судьбу десяткам и сотням тысяч будущих ученых, деятелей науки и культуры, которые шли в нее частично сознательно и убежденно, но в основном восторженные популистской фразеологией или какой-то непреодолимой внутренней надеждой на улучшение жизни обездоленного трудового народа. Одним из них оказался и В. Винниченко. Писатель, литературный деятель, философ и политолог стал активным политическим деятелем революции. Он неоднократно арештовувався, выезжал за границу, возвращался и снова бежал за границу собственного государства и собственной культуры.

В 1917 г. В. Винниченко становится председателем Генерального секретариата - первого правительства независимой Украины. Был заместителем Председателя Центрального Совета, ведущим и активным участником всех украинских военных, крестьянских и рабочих съездов, одним из организаторов и руководителей Акта воссоединения всех украинских земель в единое соборное и независимое государство - Украинскую Народную Республику.

Більшовизація Украины вытеснила В. Винниченко за границу. Проживая в Германии, а позже во Франции, он остро критиковал систему большевизма, но со временем отошел от политики и занялся литературным делом.

Одной из центральных философско-политологических трудов В. Винниченко стало написанное в Киеве в период революционных соревнований и выданное в Вене в 1920 г. знаменитое исследование «Возрождение нации».

Ведущей темой в философских и политико - идеологических поисках В. Винничеика была идея украинской государственности. «Пока что человечество разбито на отдельные национальные коллективы, которые в основном называются государственными, то очевидно, что лучшим средством сохранения его жизни и развития каждой нации есть государственность, то есть комплекс тех институтов экономики, политики, культуры, которые действуют на территории, населенной национальными коллективами, которые связывают его в компактную целостность, которые обеспечивают его развитие в современном и будущем. Нация без государственности является искалеченный человеческий коллективный организм. Оттого так страстно все так называемые «негосударственные нации» хотят своего государства, поэтому так самоотверженно отдельные члены ее отдают свои силы на завоевание ее и потому с такой ненавистью относятся к тем, кто стоит на этом пути, то есть которые держат их коллектив в искалеченном состоянии», - писал ученый.

Будучи настоящим социалистом, то есть человеком, которая сформировала свою политическую доктрину в идеологии гуманизма и человеколюбия - хоть во многом и утопического, но не авантюрного, В. Винниченко полностью отвергает советско-большевистский социализм, называя его тупым, диким, полным террора, крови, насилия, невероятного страдания, потому что создатели его не о социализме думали, а о избирательную борьбу, дисциплину, престиж, захват власти.

По его мнению, эпоха настоящего социализма, социализма свободы, веселья, радости еще не наступила. В. Винниченко предлагает свой вариант создания социализма, который он назвал «колектократизацією», Его суть в объединении, «то есть немедленно, но без оружия, начать переводить частную собственность на средства продукции на коллективную. Не государственную, а коллективную, это разница... Не национализация, а социализация. Лучше сказать: колектократія, то есть власть коллективная. Еще проще... организация кооператоров, продукционных, торговых, финансовых, аграрных и других, колектократизація всего национального хозяйства...».

Философ и государственник призывает социалистов, коммунистов и радикалов согласиться на идеи «интенсивной кооперации хозяйства» и законодательным, бескровным путем за несколько лет перейти на колектократизацію. По его мнению, последняя имеет целый ряд преимуществ, главное из которых заключается в том, что каждый рабочий будет знать, что он работает не на хозяина, частного или государственного, а на самого себя, а следовательно производительность труда в колектократії должна быть настолько больше, насколько больше есть целое по части. Он предлагает принять ряд законов, которые способствовали бы этому мероприятию. Например, закон об обложении крупных предприятий специальным налогом на развитие кооперационных мастерских и фабрик. Закон о передаче в колектократичну собственность некоторых национализированных предприятий. Закон об участии рабочих в прибылях предприятий. И т.д., и т.д. Его «социализм» виделся солнечным, радостным и счастливым, но, принимая непосредственно участие в его построении в Украине (как один из руководителей государства), В. Винниченко совершил ряд фатальных для государства ошибок, вызванных не только определенными теоретическими неувязками, но и романтичным нравом и безграничной доверчивостью.

Писатель и политический деятель, политолог и практический политик, председатель Генерального секретариата первого правительства суверенной Украины, заместитель Председателя Центрального Совета, председатель Директории, В. Винниченко в 1919 г. эмигрировал, в 1920 вернулся в Украину, вступил в КП(б)У и был введен в состав ее ЦК. Впоследствии В. Винниченко вышел из состава компартии и советского правительства. Дальше - эмиграция.

Литературные и драматические произведения В. Винниченко освещают жизненные проблемы творческого человека в революции, национальные особенности украинцев, их жизненные ориентации. В. Винниченко - активный сторонник независимой суверенной Украины. Остро критиковал систему большевизма, особенно сталинизм. Не воспринимал он и политику, которую проводили большевики в Украине.

«Вожди большевистского движения на Украине, - писал В. Винниченко, - слишком недооценили силы национального сознания в украинских массах и слишком переоценили.... свое национальное чутье. Вот здесь и оказался тот самый «мозговик», что и у меньшевиков, эсеров, кадетов. На бумаге и в заявлениях «право самоозначення», «вплоть до отделения», а в эмоции - самый примитивный, грубый, погордливий и наглый националист. И националист, оскорбленный в своем национализме, разъяренный, мстливий. Сначала он будто прятался за «мозговика»,за «право самоопределения вплоть до отделения», он опасался национального сознания украинцев. И через то в начале было подделку под украинскую государственность.... Но это все, как и все то, что и раньше говорилось большими и малыми русскими большевиками, было только тактикой, а больше всего (сухим, интеллектуальному принципу). Никогда в этих тактических или принципиальных выступлениях большевизма в национальном вопросе не видно было живого, активного, горячего чувства, которое бы делало эти принципы действенны, воплощенными в живую плоть и кровь, как это было у них в социальных вопросах. Русский большевизм, как и русский демократизм, не имел сильных, болезненных жизненных импульсов для глубокого анализа сущности национального вопроса и действительного его решения. Во всей большевистской литературе, как до революции, так и во время нее, национальный вопрос трактовалось либо с нежеланием, с некоторой пренебрежительной вибачливістю, а то и брезгливостью, или же словно и благосклонно и справедливо, но сухо, холодно, казенно. Во время революции появилась бы некоторая горячность в той привязанности. Но это была горячность тактического характера, горячность полемики. Большевикам надо было склонить к себе симпатии национальных групп. Итак, как тактический ход против своих врагов - меньшевиков, эсеров, Временного правительства - они употребляли острой критики позиций этих течений в национальном вопросе и тем самым сами себя підпихали очень влево, «вплоть до отделения» (Винниченко В. Возрождение нации. - Ч. II. - Киев-Вена, 1920. - и С. 262-264).

Впоследствии В. Винниченко постепенно отошел от политики и занимался преимущественно сочинительством. С 1937 г. он развернул дипломатическую акцию за провозглашения Украины суверенным государством под протекторатом Лиги наций.

Политико - идеологическая наследство. Винниченко, как и М. Грушевского, имеет особое значение и вне всякого сомнения, в переосмисленому, модернизированном виде является глубоким источником формирования современной идеологической доктрины Украины.