МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА
6. ОСНОВЫ ТЕРМОДИНАМИКИ
6.4. ТЕПЛОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ
Тепловой двигатель - машина, превращающая
внутреннюю энергию топлива в механическую энергию.
Тепловой двигатель должен работать
циклически; после расширения газа наступает сжатие.
Три основные части теплового
двигателя (рис. 25, а):
1) нагреватель (T1) -источник внутренней
энергии;
2) рабочее тело (газ или
пара), который выполняет механическую работу за счет внутренней энергии, полученной
от нагревателя;
3) холодильник (Т2 Т1),
что обеспечивает естественный процесс передачи тепла от более нагретого тела к более
холодного, чем осуществляет компенсацию процесса преобразования тепловой энергии на
механическую. Холодильником может быть окружающая среда (так охлаждается радиатор
бытового кондиционера, радиатор двигателя внутреннего сгорания).
Цикл Карно - схема идеальной
тепловой машины (с высоким КПД).
Работа газа, что осуществляется,
полностью происходит за счет количества теплоты, отданной нагревателем. При
сжатии газа работа внешних сил полностью превращается в теплоту, что
отдается холодильнике (рис. 25, б).

Рис. 25
Термодинамический (термический) КПД
теплового двигателя:

Теорема Карно. Термический КПД цикла
Карно не зависит от природы рабочего тела и является лишь функцией температур
нагревателя (Т1) и холодильника (Т2):

КПД реальных тепловых машин меньше
от КПД идеальной машины. В реальной тепловой машине всегда имеются потери на
нагрев, механическую работу в механизме машины; таким образом, полезная работа
меньше за работу рабочего тела:

Экономический КПД тепловой машины-это
отношение полезной работы двигателя (Акор = N∙t) к количеству теплоты, выделенной
при сгорании топлива:

Некоторые виды тепловых машин:
- паровая и газовая турбины;
- паровые машины;
- поршневые двигатели
внутреннего сгорания: а) карбюраторные (бензиновые); б) дизеля;
- безпоршневі двигатели
внутреннего сгорания (реактивные двигатели).
КПД современных дизелей достигает 40 %.
Принцип работы дизельного двигателя: 1-й такт - всасывается воздух; 2-й такт -
происходит быстрое сжатие воздуха (следовательно, его разогрев); 3-й такт - через
форсунку впрыскивается топливо, от высокой температуры оно самозажигающиеся.
Продукты сгорания, расширяясь, выполняют работу по перемещению поршня; 4-й
такт - выход (выхлоп) продуктов сгорания. Затем процесс повторяется (рис. 26).

Рис. 26