Экономика
Файлы
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ

Раздел VI

Возрождение украинской культуры в период национально-демократической революции (1917-1920рр.)

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Революционные события существенно повлияли на содержание литературно-художественной жизни. Политическое размежевание среди творческой интеллигенции, которое наблюдалось и до октября, после революции еще отчетливее углубилось. В среде литераторов-модернистов распространяется имитация идейной “независимости”. Многочисленные кружки и общества на весь голос заявляют о своем лидерство в художественном процессе. Претенциозность, стремление быть ни на кого не похожим отражалось уже в самих названиях отдельных объединений и течений - “нічевоки”, “био-косміти”, “фуїсти”, “ліміністи” и т.д.

Незадолго до революции ушли из жизни такие незаурядные личности, как И. Франко, Леся Украинка, М. Коцюбинский, завершали свой творческий путь И. Нечуй-Левицкий, Панас Мирный, а В. Стефаник, о. кобылянская и М. Черемуха жили в Западной Украине и были лишены возможности участвовать в литературном процессе Восточной Украины.

Миссию литературного служения народу в годы национально-освободительных соревнований взяли на себя писатели младшего поколения, которые начали свой творческий путь незадолго до свержение самодержавия. По-разному воспринимали новую общественно-политическую ситуацию старшие украинские литераторы С. Васильченко, А. Крымский, М. Чернявский, Я. Мамонтов и др. В целом эти писатели достаточно быстро стали на путь революционных преобразований.

Принципиальным тезисом, что предстала перед художниками новой литературы, стал вопрос о сохранении традиций классической наследия. Поэзия Т. Шевченко, И. Франко, Леси Украинки - это тот грунт, на котором формировались и вызрели П. Тычина, В. Чумак, В. Сосюра, М. Рыльский, Д. Загул и др.

Молодые поэты и писатели группировались вокруг многочисленных литературных студий и кружков, редакций газет и журналов, литературных альманахов. Самыми заметными произведениями украинской литературы периода национально-освободительных соревнований были книги стихов “Плуг” и “Солнечные кларнеты” П. Тычины, “Красный запев”. Чумака, “Удары молота и сердца” В. Эллана-Голубого, “Красная зима”. Сосюры, “Мои частушки” И. Кулика. Заметными стали прозаические произведения с. васильченко, А. Головко, М. Ирчана, Г. Кочерги, П. Панча, А. Вишни, С. Пилипенко и др.

Характерным для литературы, как и в целом для искусства годы гражданской войны, был широкий спектр взглядов и диапазон полемики, дальнейшее развитие культуры. Острая классовая борьба породила разные идейные платформы в литературе и искусстве, наиболее распространенной стала течение “наймодернішого символистского направления”. Самым большим врагом искусства представители этого течения считали реализм, о чем было решительно заявлено в первом альманахе “Семафор в будущее” (1921-1922). Помещенные в нем статьи, декларации и художественные произведения откровенно отрицали любое развитие классических литературных традиций, протестовали против национальной специфики художественного творчества, эмоциональности и красоты искусства. В целом же, согласно их декларации, искусство обречено на умирание; в течение определенного времени его должен заменить метамистецтво (синтез искусства со спортом), а в будущем, с течением времени, оно полностью сойдет с арены духовной жизни. Противоречивость их эстетических взглядов была вполне очевидной. Читателям они предлагали свои произведения, художественный уровень которых был далеко не равноценный. Среди заметных представителей этого течения стоит отметить М. Семенко, Г. Шкурупия, Г. Коляду, Д. Бугская, О. Слисаренко, Г. Ирчана.

Особые позиции в молодой советской литературе занимали неоклассики (сформировались в 1922 г.). К ним принадлежали М. Рыльский, М. Зеров, П. Филипович, М. Драй-Хмара и В. Бургардт. Они выступали за высокую культуру слова и художественной формы; идеалом для них было далекое прошлое, образцом настоящего искусства служили образцы античности и других древних эпох, а из художественных направлений в поэзии ближайшие для себя считали французских парнасцам.

Активно в строительство новой культуры вошел Пролеткульт. Писателей эта культурно-образовательная организация привлекала своим лозунгом - “Творить революционное искусство!” В 1919-1920 гг. членами ее были В. Коряк, В. Эллан-Блакитный, С. Пилипенко, В. Сосюра, М.Майський. Однако впоследствии все они вышли из Пролеткульта, поскольку увидели ошибочность его идейно-теоретических установок.