Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

История Украины
Новейшая история Украины (1939 г. - наши дни)

Украина в период обострения кризиса советской системы (1965-1985 гг.)

Культура и духовная жизнь Украины

В годы «застоя» культура Украины развивалась под влиянием тоталитарного режима.
Ведущим научным центром Украины в эти годы была Академия наук Украины во главе с Б. Патоном. Появились работы историков М. Брайчевского о происхождении Руси, возникновения Киева, Ю. Бадзьо о происхождении русского, украинского и белорусского народов. Вышли в свет такие многотомные издания, как «История Украинской ССР», «История украинской литературы», Украинская советская энциклопедия, Советская энциклопедия истории Украины.
Развивалась украинская литература: издавались произведения М. Стельмаха, П. Загребельного, И. Билыка, Ю. Мушкетика, Д. Павлычко, И. Драча, Б. Олейника, Л. Костенко.
В этот период зародилось новое направление в киноискусстве - «поэтическое кино». Наибольший успех имел фильм «Тени забытых предков» режиссера С. Параджанова, а также кинофильмы Ю. Ильенко, К. Муратовой, И. Миколайчука, Л. Быкова стали гордостью украинского кинематографа.
Положительные изменения произошли в развитии украинского театрального искусства. Прославили Украину своими выступлениями академические драматические театры имени И. Франко в Киеве, имени Т. Шевченко в Харькове, имени М. Заньковецкой во Львове. Славу украинскому театру принесли Н. Ужвий, Д. Гнатюк, А. Соловьяненко, Бы. Ступка, А. Роговцева, В. Дольский и другие талантливые актеры.
В изобразительном искусстве ведущими стали темы отечественной истории, творческого труда народа. В Украине работали такие художники, как Т. Яблонская, А. Заливаха, А. Горская, скульптор и живописец И. Гончар.
Изменения в системе образования усилили процесс русификации. Продолжала действовать инструкция Министерства образования УССР изучение украинского языка по согласию родителей. Уменьшалось количество украиноязычных школ, особенно в Крыму, Донецкой, Луганской, Днепропетровской, Харьковской областях.
Реформа общеобразовательной школы 1984 г. способствовала процесса идеологизации и русификации в Украине. Уровень знаний и интеллектуальное развитие учащихся и студентов в общем превышали показатели развитых стран Запада. Государство продолжало строго контролировать учебно-воспитательный процесс и добивалась необходимой идейной направленности. Идеологизация негативно повлияла на уровень преподавания гуманитарных дисциплин.
Несмотря на плодотворную деятельность педагогов-новаторов (В. Сухомлинского, В. Шаталова, М. Щетинина), процесс обучения и воспитания был унифицирован. Творческое развитие личности ограничивался.
В начале 1970-х гг. после травли О. Гончара за роман «Собор» начинается открытый переход к «закручиванию гаек» в идеологической и культурной сферах. Идеологического разгрома в Украине подверглись произведения М. Винграновского, В. Шевчука, Ю. Щербака, Г. Андрияшко, В. Дрозда, В. Маняка, И. Чендея и других литераторов. «Неудобных» писателей исключали из Союза писателей Украины. В. Некрасова выслали за границу. Затягивалось издания произведений Л. Костенко «Княжа гора», «Маруся Чурай» и произведений других писателей.
Процессы, происходившие в 1970-1980-е гг. в культурной и духовной жизни, имели противоречивый характер. С одной стороны, происходит бурное развитие науки, возникают новые направления в киноискусстве, становятся широко известными имена театральных деятелей, писателей, поэтов, а с другой стороны, усиливается процесс русификации, наступление центра на правах республики.