Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 4 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 86

Тема. Неозначена форма глагола

 

Цель: познакомить детей с начальной формой, ее грамматическими особенностями, учить образовывать неозначену форму глагола; развивать речевые умения, воспитывать любовь к природе.

Оборудование: карточки индивидуального опроса, орфографические словари.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

1. Работа с упражнением 84

2. Карточки индивидуального опроса

Карточка 1

Прочитай текст. Выпиши глаголы. Стал к ним в скобках вопрос.

Низко плывут над лесом серые облака. Сыплется на землю сухой снег. Снежная метель пугает диких животных. Лисы прячутся в глубокие норы. Медвежьи семьи спят в берлоге под мягким снегом. В лесу царит тишина.

Карточка 2

Спиши предложения. Подчеркни глаголы, употребленные в переносном значении.

Ревет и стонет Днепр широкий,

Сердитый ветер завива.

Черная туча из-за лимана

Небо, солнце кроет,

Серое море зверюгой

То стонет, то воет.

Гордится калинка, явор молодеет.

Карточка 3

В представленных глаголов подбери антонимы. С одной из пар составь и запиши предложения.

Занимать -

Братья -

Строить -

Усыплять -

Начинати -

Откручивать -

Греть -

Запрещать -

 

II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения

1. Работа с опорной схемой

- Пользуясь схемой, составленной на прошлом уроке, составьте рассказ о глагол.

- Кто хочет рассказать?

2. Установление закономерности групп

На столе - стол

Под деревом - дерево

Синего - синий

Смеется - ?

Писал - ?

- Установите закономерность каждой пары и заполните пропуски. (К каждому из слов подобрали начальную форму.)

- Почему не можете заполнить пропуски? (Потому что не знаем, какая форма глагола является начальной.)

 

III. Объявление темы и цели урока

- Сформулируйте тему нашего урока. (Начальная форма глагола)

- Правильно. Сегодня познакомимся с начальной формой глагола, узнаем, как она называется, какие грамматические признаки имеет, будем учиться ее создавать.

 

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Коллективное устное выполнение упражнения 88

Как вывод после выполнения упражнения - правило 1 на с. 48.

2. Исследовательская работа

- Попробуем определить грамматические признаки неозначеної формы. И одна из самых главных признаков - вопрос.

- Выпишите из правила глаголы в неозначеній форме, в скобках запишите вопросы к ним. Что заметили?

- Посмотрите еще раз на глаголы. Что есть одинакового в их строении? (Все они заканчиваются на-ты, кроме ходит.)

- Попробуйте определить число этих глаголов.

- Итак, давайте сделаем вывод о грамматические признаки неозначеної формы. (Учитель фиксирует на доске.)

Неозначена форма глагола

1) Начальная форма глагола.

2) Отвечает на вопрос что делать?

3) Невозможно определить число и время.

4) Заканчивается на-ти, -ть.

- Прочитайте правило на 2 с. 48.

- Какие дополнения можно внести до нашей опорной схемы? (Вопрос что сделать?; это есть неизменная форма; не указывает на лицо; после окончания-ти, -ть возможен постфикс-ся, -сь.)

 

V. Закрепление и систематизация знаний

1. Игра «Поиск» (устно), за упражнением 89

- Найдите все глаголы в неозначеній форме. Докажите, что это так.

- Как узнать неозначену форму глаголов?

2. Самостоятельная работа с упражнением 90

- Спишите, подчеркните глаголы в неозначеній форме.

- Почему в пословицах и поговорках чаще всего используют глаголы в неозначеній форме? (Потому, что они касаются всех, а не кого-то конкретно.)

3. Работа со словарным словом

- Отгадайте, что это за слово: с _ гн _ л. (Сигнал)

- Заполните пропуски. А кто считает иначе? (Сигнал - сегнал)

- Почему у нас возникли разногласия во время его написания?

- Обратитесь к орфографического словаря, выясните правописание этого слова.

- Запишите слово в свой словарик, подчеркните букву, которую будете запоминать.

- Образуйте словосочетание: «сигнал + глагол в неозначеній форме».

- Запишите образованные словосочетания. Что надо при этом помнить?

 

VI. Итог урока

1. Беседа

- С чем сегодня познакомились?

- Выберите из слов, записанных на доске, глаголы в неозначеній форме.

Пишет, писал, писать, будет писать, писать, написать, пишут.

- По каким признакам вы узнали глаголы в неозначеній форме?

- Образуйте однокоренные глаголы в неозначеній форме.

Пение -

Игра -

Плач -

Крик -

2. Инструктаж по выполнению домашнего задания

 

VII. Домашнее задание

Правила на с. 48; упражнение 91; повторить словарные слова.