Урок 86
Тема. Неозначена форма глагола
Цель: познакомить детей с начальной формой, ее грамматическими особенностями, учить образовывать неозначену форму глагола; развивать речевые умения, воспитывать любовь к природе.
Оборудование: карточки индивидуального опроса, орфографические словари.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
1. Работа с упражнением 84
2. Карточки индивидуального опроса
Карточка 1
Прочитай текст. Выпиши глаголы. Стал к ним в скобках вопрос.
Низко плывут над лесом серые облака. Сыплется на землю сухой снег. Снежная метель пугает диких животных. Лисы прячутся в глубокие норы. Медвежьи семьи спят в берлоге под мягким снегом. В лесу царит тишина.
Карточка 2
Спиши предложения. Подчеркни глаголы, употребленные в переносном значении.
Ревет и стонет Днепр широкий,
Сердитый ветер завива.
Черная туча из-за лимана
Небо, солнце кроет,
Серое море зверюгой
То стонет, то воет.
Гордится калинка, явор молодеет.
Карточка 3
В представленных глаголов подбери антонимы. С одной из пар составь и запиши предложения.
Занимать -
Братья -
Строить -
Усыплять -
Начинати -
Откручивать -
Греть -
Запрещать -
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
1. Работа с опорной схемой
- Пользуясь схемой, составленной на прошлом уроке, составьте рассказ о глагол.
- Кто хочет рассказать?
2. Установление закономерности групп
На столе - стол
Под деревом - дерево
Синего - синий
Смеется - ?
Писал - ?
- Установите закономерность каждой пары и заполните пропуски. (К каждому из слов подобрали начальную форму.)
- Почему не можете заполнить пропуски? (Потому что не знаем, какая форма глагола является начальной.)
III. Объявление темы и цели урока
- Сформулируйте тему нашего урока. (Начальная форма глагола)
- Правильно. Сегодня познакомимся с начальной формой глагола, узнаем, как она называется, какие грамматические признаки имеет, будем учиться ее создавать.
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Коллективное устное выполнение упражнения 88
Как вывод после выполнения упражнения - правило 1 на с. 48.
2. Исследовательская работа
- Попробуем определить грамматические признаки неозначеної формы. И одна из самых главных признаков - вопрос.
- Выпишите из правила глаголы в неозначеній форме, в скобках запишите вопросы к ним. Что заметили?
- Посмотрите еще раз на глаголы. Что есть одинакового в их строении? (Все они заканчиваются на-ты, кроме ходит.)
- Попробуйте определить число этих глаголов.
- Итак, давайте сделаем вывод о грамматические признаки неозначеної формы. (Учитель фиксирует на доске.)
Неозначена форма глагола
1) Начальная форма глагола.
2) Отвечает на вопрос что делать?
3) Невозможно определить число и время.
4) Заканчивается на-ти, -ть.
- Прочитайте правило на 2 с. 48.
- Какие дополнения можно внести до нашей опорной схемы? (Вопрос что сделать?; это есть неизменная форма; не указывает на лицо; после окончания-ти, -ть возможен постфикс-ся, -сь.)
V. Закрепление и систематизация знаний
1. Игра «Поиск» (устно), за упражнением 89
- Найдите все глаголы в неозначеній форме. Докажите, что это так.
- Как узнать неозначену форму глаголов?
2. Самостоятельная работа с упражнением 90
- Спишите, подчеркните глаголы в неозначеній форме.
- Почему в пословицах и поговорках чаще всего используют глаголы в неозначеній форме? (Потому, что они касаются всех, а не кого-то конкретно.)
3. Работа со словарным словом
- Отгадайте, что это за слово: с _ гн _ л. (Сигнал)
- Заполните пропуски. А кто считает иначе? (Сигнал - сегнал)
- Почему у нас возникли разногласия во время его написания?
- Обратитесь к орфографического словаря, выясните правописание этого слова.
- Запишите слово в свой словарик, подчеркните букву, которую будете запоминать.
- Образуйте словосочетание: «сигнал + глагол в неозначеній форме».
- Запишите образованные словосочетания. Что надо при этом помнить?
VI. Итог урока
1. Беседа
- С чем сегодня познакомились?
- Выберите из слов, записанных на доске, глаголы в неозначеній форме.
Пишет, писал, писать, будет писать, писать, написать, пишут.
- По каким признакам вы узнали глаголы в неозначеній форме?
- Образуйте однокоренные глаголы в неозначеній форме.
Пение -
Игра -
Плач -
Крик -
2. Инструктаж по выполнению домашнего задания
VII. Домашнее задание
Правила на с. 48; упражнение 91; повторить словарные слова.