Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел первый
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

ГЛАВА ТРЕТЬЯ
СОВРЕМЕННАЯ МИРОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
3. Экзистенциальная философия: сущность и разновидности

Концепция Карла Ясперса.

Карл Ясперс - ведущий представитель немецкого экзистенциализма, профессор университета в Базеле. В психологических явлениях Карл Ясперс видел не отражение распада лица, а обострение поисков человеком своей индивидуальности. Рассматривая эти болезненные поиски как ядро подлинного философствования, Карл Ясперс приходит к выводу, что любая рациональная картина мира может рассматриваться как нечто иносказательное, как рационализация никогда до конца не осознаних душевных устремлений: рационализация является лишь шифром бытия " и всегда нуждается в объяснении. Основная задача философии состоит в том, чтобы раскрыть содержание шифра или хотя бы сделать ясным, понятным то обстоятельство, что в основе всех сознательных проявлений человека (наука, искусство, религия и др.) лежит неосознанная деятельность экзистенции, что господствующее в мире неразумное является источником высшей мудрости.

Специфика экзистенциализма Карла Ясперса выступает в учении о смежных ситуации. По мнению Карла Ясперса, подлинный смысл бытия открывается человеку лишь в природе глубоких потрясений (болезнь, смерть и др.). Именно в эти моменты происходит «поражение шифра»: человек освобождается от груза своих повседневных забот (от наличного бытия в мире) и от своих идеальных интересов и научных представлений о действительности (от трансцендентного бытия в себе). Перед человеком открывается мир ее глубокого интимного существования (признание экзистенции) и его подлинные переживания Бога (трансцендентного). По сформулированной Карлом Ясперсом концепция бытия человека составляет, во-первых, предметное бытие; во-вторых, экзистенцию или свободное человеческая жизнь; в-третьих, трансценденция как рационально необогащенная предел всякого бытия и мышления.

Карл Ясперс еще больше, чем Мартин Хайдеггер, пытается оградить ее от любых попыток рационального толкования. Если Дильтхей, Гуссерль и Хайдеггер признавали роль интуиции в осмыслении уникальности личности, а представление об интуиции ассоциировали с рационализмом Рене Декарта, то Карл Ясперс порывает с традицией и как другие экзистенциалисты не отвергает мысли, что естественные и гуманитарные науки дают полезную информацию о человеке. Однако данные биологии, социологии, гражданской истории Карл Ясперс сопоставляет только с эмпирической человеком. И поскольку речь идет о ней, то проблемы решает наука. Карл Ясперс, вслед за Мишелем Марселем, настаивает: если речь идет о сути человека, то проблемы здесь заканчиваются и начинаются тайны. Следовательно, существенно ограничивая компетенцию наук, в том числе возможности познания социальных закономерностей, фактически исключает принцип историзма. Смертность человека, зависимость ее от других людей и, наконец, от Бога как источника существования ее, за Ясперсом, дает ключ для понимания человеческой свободы как экзистенции. В своем уникально личном бытии, то есть в экзистенции, человек является носителем свободы, поскольку пытается найти ее через общение с другими людьми и в конечном итоге - с Богом, т.е. от экзистенции, уникальной личности человек идет к трансценденции (более высокого бытия, до которого становится причастной). Общение человека с человеком, за Ясперсом, осуществляется благодаря опыту переживания пограничных ситуаций, стрессовых состояний, смерти, страдания, борьбы, вины и т.д. В пограничных ситуациях человеку напіввідкривається настоящая ее суть. Такой возможностью человек может воспользоваться, а может и не быть способной. Поэтому пограничные ситуации не приводят автоматически человека к свободе. Человек должен заслужить ее самоотверженностью, мужеством и откровенностью честных, не лицемерных поисков. В основе подлинной экзистенциальной коммуникации лежит любовь и дружба, то есть сердечные взаимоотношения людей, которые чувствуют взаимную склонность. Такие отношения исключают предрассудки, эгоизм, хитрость, ложь, зависть, ненависть. Здесь Карл Ясперс прав, что без знания нет свободы, в знании человек еще не свободен, еще не добилась свободы.

Антигуманные формы жизни, которые угнетают человека, Карл Ясперс пытался преодолеть с помощью изменения понимания жизни и мира человеком. Гитлеровскую Германию умалчивал, не воспринимал. Французские экзистенциалисты Жан-Поль Сартр, Альбер Камю приняли активное участие в борьбе с немецким фашизмом. их философские взгляды совпадают со взглядами их немецких коллег.

Источники экзистенциализма - в учении Серена Кьеркегора, который первый сформулировал понятие экзистенция - внутреннее бытие, которое постепенно переходит во внешнее. Значительно повлияли на формирование и развитие экзистенциализма также философия жизни и особенно феноменология немецкого философа Эдмунда Гуссерля. Философия жизни - субъективно-идеалистический направление философии, которое сложилось в Германии и Франции на рубеже XIX и XX вв. Основной идейный предшественник философии жизни - Артур Шопенгауэр. Возникновение философии связано с быстрым развитием биологии, психологии и др. как картины мира. Философия жизни - попытка преодолеть ограниченность механистического материализма с идеалистических позиций. Появление философии жизни знаменовала кризис философии, ее отказ от науки, переход к рационализма и нигилизма. Основная же идея феноменологии - невозможность взаимного возведения и неразрывность сознания и человеческого бытия, личности и предметного мира, психофизической природы, социума, духовной культуры - впоследствии трансформировалась в теорию экзистенциализма.

Экзистенциализм является философским выражением глубоких потрясений, что случилось в XX в. западную цивилизацию. Катастрофические события, явления современной истории обнажили неустойчивость, слабость, конечность всякого человеческого существования. Осознанность человеком собственной смертности и несовершенства экзистенциализм признает глубоким знанием природы человека.