Экономика
Файлы
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ

Раздел VI

Возрождение украинской культуры в период национально-демократической революции (1917-1920рр.)

 

ОБРАЗОВАНИЕ

 

Важным фактором в решении назревших национальных проблем стало возрождение национального образования. С свержением царского правительства украинский народ начал восстанавливать образовательный процесс. И это разумеется, поскольку в Украине в царские времена до самой революции 1917 г. не было ни одной украинской школы. С первых дней революции каждое село пыталось открыть украинскую школу, собирало средства, уводило помещения, землю, розшукувало учителей. Уже в марте 1917 г. усилиями Общества школьной образования в Киеве была основана первая украинская гимназия им. Т. Шевченко, за ней открылись вторая и третья. По примеру Киева начали работать гимназии в Полтаве, Чернигове, Одессе, Харькове и других городах. С марта до осени 1917 г. в Украине было открыто 57 средних школ, которые существовали на частные или общественные средства.

Под давлением народа и педагогической общественности Украины Министерство образования Временного правительства вынуждено было позволить ввести во всех народных начальных школах обучение на украинском языке, а в учительских семинариях и институтах ввести изучение украинского языка, литературы, истории и географии. В вузах разрешалось открывать кафедры украинского языка, литературы, истории и права. Этому в значительной мере способствовал первый Украинский педагогический съезд, который состоялся в Киеве в апреле 1917 г. В нем принимали участие 300 делегатов; съезд принял ряд резолюций по развитию украинской национальной школы.

Процесс украинизации набирал полных обороты и остановить его было уже невозможно. Об этом засвидетельствовал второй Всеукраинский учительский съезд, который состоялся в августе 1917 г. Он сформировал Всеукраинский учительский союз с филиалами по всей Украине, в конце она насчитывала около 10 тысяч членов. В этом плане большую роль сыграл съезд “Просвещения”, что состоялся в сентябре 1917 г. с участием 400 делегатов не только из Украины, но и с Дона, Вороніжчини, Курщины, Кубани и Бессарабии. На съезде было создан Всеукраинский союз “Просвет”, которая должна была заниматься внешкольным образованием. Съезд принял решение, что обучение должно быть обязательным для всех парней и девушек, начиная с восьми лет, бесплатным, будет создано детские кружки по интересам, внедрено дошкольное воспитание.

В конце 1917 г. было разработано планы и программы для единой трудовой школы, то есть общеобразовательную, с 12-летним сроком обучения. С целью эффективного руководства народным образованием в Украине создан Киевский, Одесский и Харьковский школьные округа, а для быстрой дерусификации школ - многочисленные курсы украиноведения. Много внимания уделялось подготовке и изданию школьных учебников. Несмотря на трудности военного времени их тираж 1917 г. доходил до 300 тысяч экземпляров, а в 1918 г. было издано 2 млн. книг.

Кроме украинских народных школ и гимназий было открыто реальные и коммерческие школы. В целом образование в Украине в 1917-1918 гг. велась на украинском языке во всех типах школ, учительских семинариях и на различных курсах.

Но больше всего для восстановления украинской культуры во времена освободительных соревнований было сделано Украинской Государством, которую возглавлял гетман П. Скоропадский, а Министерство высшего народного образования и искусств - профессор М. Василенко. Новое правительство решительно проводил политику украинизации духовной жизни, особенно в сфере образования. Первым шагом Министерства в этом деле стала титаническая работа по введению единой трудовой школы, проект которой был разработан еще Центральной Радой. Наряду с открытием новых украинских школ украинизировались также старые русские гимназии. Уже на конец 1918 г. в Украине существовало 47208 народных школ, 1210 высших начальных школ, 474 мужские и 262 женские гимназии, 91 коммерческая школа, 70 реальных, 18 торговых и 18 духовных школ. Для малоимущих учеников назначались стипендии.