Раздел VI
Возрождение
украинской культуры в период национально-демократической революции
(1917-1920рр.)
ОБРАЗОВАНИЕ
Важным фактором в решении
назревших национальных проблем стало возрождение национального образования. С свержением
царского правительства украинский народ начал восстанавливать образовательный процесс. И это
разумеется, поскольку в Украине в царские времена до самой революции 1917 г. не
было ни одной украинской школы. С первых дней революции каждое село пыталось
открыть украинскую школу, собирало средства, уводило помещения, землю,
розшукувало учителей. Уже в марте 1917 г. усилиями Общества школьной
образования в Киеве была основана первая украинская гимназия им. Т. Шевченко, за ней
открылись вторая и третья. По примеру Киева начали работать гимназии в Полтаве,
Чернигове, Одессе, Харькове и других городах. С марта до осени 1917 г. в
Украине было открыто 57 средних школ, которые существовали на частные или общественные
средства.
Под давлением народа и педагогической
общественности Украины Министерство образования Временного правительства вынуждено было
позволить ввести во всех народных начальных школах обучение на украинском языке,
а в учительских семинариях и институтах ввести изучение украинского
языка, литературы, истории и географии. В вузах разрешалось открывать кафедры
украинского языка, литературы, истории и права. Этому в значительной мере способствовал
первый Украинский педагогический съезд, который состоялся в Киеве в апреле 1917 г. В
нем принимали участие 300 делегатов; съезд принял ряд резолюций по развитию
украинской национальной школы.
Процесс украинизации набирал полных
обороты и остановить его было уже невозможно. Об этом засвидетельствовал второй
Всеукраинский учительский съезд, который состоялся в августе 1917 г. Он сформировал
Всеукраинский учительский союз с филиалами по всей Украине, в конце она
насчитывала около 10 тысяч членов. В этом плане большую роль сыграл съезд
“Просвещения”, что состоялся в сентябре 1917 г. с участием 400 делегатов не только из Украины,
но и с Дона, Вороніжчини, Курщины, Кубани и Бессарабии. На съезде было
создан Всеукраинский союз “Просвет”, которая должна была заниматься внешкольным
образованием. Съезд принял решение, что обучение должно быть обязательным для всех
парней и девушек, начиная с восьми лет, бесплатным, будет создано детские
кружки по интересам, внедрено дошкольное воспитание.
В конце 1917 г. было разработано
планы и программы для единой трудовой школы, то есть общеобразовательную, с
12-летним сроком обучения. С целью эффективного руководства народным образованием в
Украине создан Киевский, Одесский и Харьковский школьные округа, а для быстрой
дерусификации школ - многочисленные курсы украиноведения. Много внимания уделялось
подготовке и изданию школьных учебников. Несмотря на трудности военного
времени их тираж 1917 г. доходил до 300 тысяч экземпляров, а в 1918 г. было издано 2
млн. книг.
Кроме украинских народных школ и
гимназий было открыто реальные и коммерческие школы. В целом образование в Украине в
1917-1918 гг. велась на украинском языке во всех типах школ, учительских
семинариях и на различных курсах.
Но больше всего для восстановления
украинской культуры во времена освободительных соревнований было сделано Украинской
Государством, которую возглавлял гетман П. Скоропадский, а Министерство высшего народного
образования и искусств - профессор М. Василенко. Новое правительство решительно проводил политику
украинизации духовной жизни, особенно в сфере образования. Первым шагом
Министерства в этом деле стала титаническая работа по введению единой
трудовой школы, проект которой был разработан еще Центральной Радой. Наряду с открытием новых
украинских школ украинизировались также старые русские гимназии. Уже на конец
1918 г. в Украине существовало 47208 народных школ, 1210 высших начальных школ, 474
мужские и 262 женские гимназии, 91 коммерческая школа, 70 реальных, 18 торговых
и 18 духовных школ. Для малоимущих учеников назначались стипендии.