Урок 85
Тема. Анализ контрольной работы. Общее понятие о глагол как часть речи. Написание не с глаголами.
Наблюдение за связью глагола в предложении с другими частями речи
Цель: провести анализ и подвести итоги контрольной работы; актуализировать знания детей о глагол, его грамматические признаки, правописание его с частицей не; развивать умение различать глаголы среди других частей речи; воспитывать активную жизненную позицию.
Оборудование: толковые словари.
ХОД УРОКА
I. Анализ контрольной работы
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
Коллективное выполнение упражнения 77. Ответ на задачу зафиксировать на доске.
- С какой частью речи связаны глаголы? (Зафиксировать на доске.)
III. Объявление темы и цели урока
- С какой частью речи будем сегодня работать?
(Учитель пишет заголовок к опорной схемы, которую начинают составлять.)
- Действительно, сегодня вспомним все, что мы с вами знаем про глагол. (Ответы детей учитель фиксирует в схеме.)
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Коллективное выполнение упражнения 78
- С какой частью речи чаще всего связывается глагол?
- Если чаще всего оно связывается с существительным, то с какими частями речи, что за своими грамматическими признаками максимально похожи на существительные, еще может связываться глагол? (Дополняется опорная схема.)
2. Самостоятельная работа с учебником (упражнение 79)
- О какой признак глагола рассказала вам это упражнение?
- Можно считать сочетание подлежащего и сказуемого словосочетанием?
3. Самостоятельное выполнение упражнения 86
- Почему с первого предложения вы не смогли выбрать словосочетание?
- А что вы можете рассказать о написании не с глаголами?
- Хотя следует отметить, что есть в языке глаголы, которые без не не употребляются, например: ненавидеть, пренебрегать. Такие глаголы следует писать с не вместе.
V. Закрепление и систематизация знаний
1. Работа по вариантам (по собственному выбору)
- Запишите в тетради упражнение 82 или 83.
- Чему учат нас эти упражнения?
- Что надо знать о правописании не с глаголами?
2. Инструктаж по выполнению домашнего задания
3. Развитие связной речи (за упражнением 85)
- Кто хочет предложить послушать нам свой перевод?
- С какой частью речи чаще всего связывается глагол?
4. Работа со словарным словом
- А что обозначает слово дисциплина? Обратитесь к толковому словарю.
- Как вы думаете, почему это слово вынесли отдельно?
- Объясните орфограми, с которыми мы встретились в этом слове.
- Занесите в список слов, подчеркните орфограми.
- Составьте словосочетания «глагол + дисциплина». При необходимости изменяйте форму слова дисциплина.
Поддерживать дисциплину;
нарушать дисциплину;
гордиться дисциплиной и др.
VI. Итог урока
- С какой частью речи мы начали знакомство?
- Прочитайте правило о глагол на с. 43, сравните его с опорой, которую мы составили в течение урока.
- Что не записывали в правиле?
- Дома повторите все, что мы узнали сегодня о глагол.
VII. Домашнее задание
Правила на с. 43,44; упражнение 84; повторить словарные слова.