Раздел 8.
УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ, ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
И ДРУГИХ ДОХОДОВ
8.3. Расходы на сбыт и их учет
Согласно
с Инструкцией о применении плана счетов бухгалтерского учета активов,
капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций к
расходов на сбыт относятся расходы упаковочных материалов, транспортировки
продукции, товаров по условиям договора, расходы на маркетинг и рекламу,
расходы на оплату труда и комиссионные продавцам, торговым агентам, работникам
отдела сбыта, амортизация, ремонт и содержание основных средств, других
материальных и нематериальных необоротных активов, используемых для
обеспечения сбыта продукции, товаров, работ и услуг.
Более
полный перечень расходов на сбыт приведен в Методических рекомендациях по формированию
себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности, утвержденных приказом
Государственного комитета промышленной политики Украины от 02.02.01 № 47.
Учет
расходов, связанных со сбытом (реализацией, продажей) продукции, товаров, работ
и услуг ведется на счете 93 “Расходы на сбыт”. По дебету счета
отражается сумма признанных расходов на сбыт, по кредиту - списание на
счет 79 “Финансовые результаты”. По
существенными статьями расходов на счете открываются субсчета.
Так,
расходы на сбыт могут вестись по следующей номенклатуре:
- расходы на тару и упаковку изделий на
складах готовой продукции;
- расходы на транспортировку продукции;
- комиссионные расходы;
- расходы на рекламу и маркетинг;
- прочие расходы по сбыту продукции.
Номенклатура
расходов на сбыт может варьироваться предприятием самостоятельно и зависит от объемов
таких расходов, доли отдельных затрат в общей их сумме, а также от потребностей
получение информации по отдельным статьям затрат. Так, может быть организовано
учет расходов на сбыт отдельно за готовой продукцией, товарами, услугами.
На
отличие от финансового учета, в налоговых расчетах не все затраты на сбыт
относятся к валовым. Например, согласно Закону Украины “О налогообложении
прибыли предприятий” расходы на организацию приемов, презентаций и праздников,
приобретение и распространение подарков, включая бесплатную раздачу образцов
товаров или бесплатное предоставление услуг (выполнение работ) с рекламными целями,
включаются в валовые расходы в сумме, не превышающей 2 % от налогооблагаемой
прибыли плательщика налога за предыдущий отчетный (налоговый) год. Поэтому
налоговый кредит по товарам, выданные как подарки, отображается только в
доле, которая относится к валовым расходам.
Основные
проводки, связанные с расходами на сбыт приведены в табл. 8.1.