Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Марксизм - влиятельное течение общественно-политической мысли в новейшей истории человечества. М. имел три источника и три составляющие. К источникам относятся классическая немецкая философия, английская политическая экономия, французский утопический социализм. Соответственно к ним были сформулированы три составляющие М. - диалектическая материалистическая философия, политическая экономия и коммунизм. Основоположники М. - К. Маркс (1818 - 1883) и Ф. Энгельс (1820 - 1895) - немецкие политические мыслители и общественно-политические деятели. Стоит отметить, что М. не имел какой-либо одной законченной и всесторонне разработанной теоретической политической концепции, он развивался и отталкивался от реальных событий и насущных проблем общественного развития, которые бытовали в XIX ст. Основные философско-политологические труды: "К критике гегелевской философии права" (1844), "Наброски к критике политической экономии" (1844), "Святое семейство" (1845), "Тезисы о Фейербахе" (1845), "Немецкая идеология" (1846), "Нищета философии" (1847), "Манифест Коммунистической партии" (1848), "Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.", "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" (1851), "К критике политической экономии" (1859), "Капитал" (1867 - 1894), Гражданская война во Франции" (1871), "Диалектика природы" (1873 - 1882), "Критика Готской программы" (1875), "Анти-Дюринг" (1878), "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884), "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" (1886) и др. М. основывается на таких основополагающих политических идеях: истинное народовластие возможно исключительно в условиях преодоления частной собственности на основные средства производства, их обобществления и уничтожения всех других видов отчуждения; достижения в обществе полной социальной справедливости; построение нового общественно-политического и экономического строя на социалистических принципах достигается мирными средствами или в результате вооруженного восстания народа. Согласно теории М. основным условием победы революции и перехода к социализму, успех которого возможен только одновременно в большинстве стран или хотя бы в самых могущественных государствах континента, является диктатура пролетариата; авангардом рабочего класса должна быть коммунистическая партия, которая ставит целью организацию его классовой борьбы, руководство ею, завоевание политической власти.

Марксизм исходит из того, что определяющими в общественно-политическом развитии человечества является материальное производство, состояние производительных сил и производственных отношений, взаимодействие базиса и надстройки, социального бытия, классовая борьба и т.д. Рабочий класс и его партия, за которыми будущее общественного развития, в своей деятельности должны руководствоваться не девизом "Все люди - братья", а лозунгом - "Пролетарии всех стран, объединяйтесь!", то есть принципу пролетарского интернационализма. Эта теория утверждает, что не может быть свободным народ, который угнетает другие народы; государственные и правовые отношения могут быть поняты ни из самих себя, а из материальных отношений, не закон - фундамент для общества, а общество - фундамент для закона; гражданское общество - это сам человек в его общественных отношениях, оно состоит не из отдельных индивидов, а отражает гамму связей и отношений, в которых индивиды находятся относительно друг друга, анатомия граждан, общества находится в политической аномии. М. определяет ведущую роль государства - механизма экономически могущественного класса, который с ее помощью становится и политически господствующим. Однако государство не есть сила, извне навязанной обществу, она есть продукт общества на известной ступени развития и старается стать над этим обществом; право - это узаконенная воля правящего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни данного класса; политическая власть - организованное насилие одного класса для подавления другого. М. однозначно утверждает, что буржуазный конституционализм, буржуазный парламентаризм, как и всеобщее избирательное право - формальные, урезаны, а иногда и фиктивные, а потому непригодны для построения нового общества; одна из основных задач народной революции - сломать буржуазную государственную машину и настроить ее по типу Парижской Коммуны (государство - коммуна), соединив в одном органе функции законодательной и исполнительной власти. Теория М. исходит из того, что пролетариат не удовлетворяется равенством перед законом, ибо требует равенства в сфере гражданских, экономических и политических прав, но не мелкобуржуазных "зрівнялівок". По теории М. центральный вопрос любой революции-вопрос о власти, революция является локомотивом истории, высшей формой классовой борьбы и должна быть перманентной, восстание является революционное искусство, повалив любую старую власть, революционеры не могут опираться на старые законы, они творят новые революционные законы.

Марксизм утверждает, что творцом истории является народ, а не герои ли выдающиеся личности; что коммунистическая общественно-экономическая формация состоит из двух фаз - социализма и коммунизма. М. выделяет в процессе построения нового общественного строя две фазы, два отличные исторические этапы: социализм и высшую фазу - коммунизм. Переходный этап от капитализма к новому обществу не может быть ничем иным, как диктатурой пролетариата. В коммунистическом обществе, согласно теории М., не будет частной собственности, эксплуатации человека человеком, государство и право постепенно отомрут, уступив общественному самоуправлению не людьми, а вещами и производственными процессами в условиях централизованной экономики. В новом обществе, как утверждает М., классы будут уничтожены, впоследствии исчезнут национальные различия, противоположность между умственным и физическим трудом, городом и деревней, труд станет первой потребностью жизни, воцарится полное социальное равенство и принцип "каждый - по способностям, каждому - по потребностям!", человечество совершит скачок из царства необходимости в царство подлинной свободы, где свободное развитие каждого станет условием свободного развития всех.

Основоположники марксизма К. Маркс и Ф. Энгельс значительное внимание уделяли Украине: высоко оценивали роль Запорожской Сечи, крестьянское движение накануне реформы 1861 г., четко отделяли украинскую нацию от других народов, считали ее порабощенной нацией, видели опасность в том, что тогдашнее украинство не способно к собственного государства и, скорее всего, может раствориться в славянских народах - русских и поляках. Идеи марксизма в Украине распространяли и пропагандировали М. Зибер, С. Подолинский, И. Фесенко, Г. Павлик, И. Франко, Л. Украинка, Б. Кистяковский, Есть. Заславский, С. Булгаков, М. Ратнер, М. Ковалевский, М. Туган-Барановский, Ю. Бачинский, Л. Юркевич и др.

Марксизм в XX в. был значительно трансформирован В. Лениным, который предоставил ему "российского окраску", а впоследствии был искажен И. Сталиным и превращен вместе с ленинизмом из науки в идеологию, в своеобразную религиозную догму. На востоке и западе, севере и юге М. толковали по-разному, на его фундаменте возникло множество партий и организаций, движений и течений. Отчасти под его прикрытием пропагандируют взгляды, которые не имеют ничего общего с классическим М. Вульгаризовані псевдомарксистами представление о социализме, государство, собственность привели к кризису и трагедии М. И, хотя сегодня по-другому оценивают вопрос о собственности, власти, революции и реформы как основные в достижении социалистического и коммунистического идеалов, европейская философская и политическая мысль высоко чтит достижения тогдашней теории М., взгляды Маркса и Енгельса. их имена называют в первых рядах рядом с М. Вебером, Э. Дюркгеймом и другими мыслителями, которые изучали общественно-политические и экономические детерминанты человеческого развития и общественно-экономического прогресса.

Марксизм как философская система достаточно органично вошел в духовное наследие и достояние современной цивилизации. Неомарксистами считали и считают себя немало прогрессивных мыслителей Запада.

Политологический энциклопедический словарь: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. / За ред. Ю. С. Шемшученко, В. Д. Бабкина. - М„ 1997; Кто есть кто в европейской и американской науке: Малый политологический слов. - Львов, 1997; Политология: Краткий словарь. - Ростов н/Д, 2001; Политологическая энциклопедия. - М., 2003.

А. Кудряченко