Манипулирование политическое (фр. manipulation, от лат. manipulus - горсть) - система средств идеологического и духовно-психологического влияния на массовое сознание с целью навязать определенные идеи, ценности; целенаправленное воздействие на общественное мнение и политическое поведение для направления их в заданном направлении. Осуществляется с помощью различных средств массовой информации - прессы, радио, телевидения, кино, рекламы, компьютерной техники и т.д. Технологически М. п. много позаимствовало от манипулирования вообще как вида психологического воздействия, совершенное осуществление которого приводит к скрытого побуждения другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями. Манипуляции вообще, а также М. п. исследовали Г. Франк и К. Фабер (в трудах "Маніпульована человек", "Маніпульоване общество"), Ч. Миллс ("Властная элита"), Д. Рісмен ("Одинокая толпа"), Г. Маркузе ("Одномерный человек"), Г. Шишков "Управленческое массовости", Г. Шиллер ("Манипуляторы сознания") и др. М. п. исследуется в двух направлениях: апологетичному (М. п. рассматривается как необходимое средство управления сознанием) и социально-критическом (М. п. классифицируется как принципиально новое восприятие действительности). Оба направления имеют смысл, особенно в условиях принципиально новой роли средств массовой информации в формировании массового сознания. Технология М. п. осуществляется благодаря: внедрению в сознание под видом объективной информации ненастоящего, однако желаемого содержания; воздействия на болевые точки общественного сознания, которые вызывают страх, тревогу, ненависть; реализации определенных скрытых целей, достижение которых комунікант связывает с поддержкой общественным мнением своей позиции. Среди М. п. выделяют также концепцию "большого города", или глобального влияния, теорию "социальной целостности" и др. М. п. есть двух видов - межличностное и массовое, имеющих соответствующие средства и технологии, благодаря которым достигают своей цели. Для осуществления межличностных манипуляций, в том числе и М. п., важно знать тип и особенности личности, поскольку именно с их учетом и оказывается влияние на человека, а чтобы манипулировать группой людей, особенно большой, необходимо досконально знать ее общие характеристики, уязвимые места. История знает достаточно манипуляторов - психологически сильных или просто неординарных личностей, которые умело влияли не только на единицы, но и на большие группы людей благодаря особистішим качествам, умело использованным технологиям обработки общественного мнения в собственных или корпоративных интересах. Наполеон, А. Гитлер, И. Сталин, М. Горбачев, десятки других политиков в совершенстве владели технологией формирования общественного мнения за счет как собственных черт, качеств, способностей, умений, так и своих подчиненных, а также с помощью различных средств массовой информации. М. п. всего используют с целью достижения власти, ее реализации и содержание. Цель любого манипулятора или группы манипуляторов - подчинить собственной воле другого человека или группу людей. Манипуляции в политике - не что иное, как спекуляция на человеческих эмоциях и чувствах. Отсюда религиозные войны, глубокие национальные стычки и конфликты, фанатизм, экстремизм, терроризм и другие явления, основой которых являются прежде всего вторжение в глубинные чувства не только отдельных людей, но и целых народов и наций. Благодаря средствам массовой информации создаются и эффективно используются как элементы М. п. разнообразные имиджи, образы, условные формулы и штампы, стереотипы поведения, подаются заранее заготовленные ответы на вопросы, которые волнуют многих. Манипулятивный арсенал частности средств массовой информации хорошо известен: преднамеренное искажение реального положения вещей путем замалчивания одних фактов и навязывание других; публикация нереальных (лживых) сообщений; пробуждение у аудитории негативных эмоций с помощью визуальных средств или словесных образов и т.д. М. п. имеет много общего с политической демагогией как формой сознательного оболванивания широких масс, спекуляции на реально существующих трудностях и проблемах, нуждах и чаяниях граждан. В арсенале политического демагога распространены такие средства, как искажение действительности, популизм, подтасовка фактов, вынесение безответственных заявлений, обещаний, лицемерные клятвы, определение виновных, врагов, борьба с которыми якобы улучшит существующее положение, и т.д. Политический демагог - зачастую еще и лихоимцев, авантюрист, а то и просто лжец, человек безответственный и нечестный. Политическая демагогия традиционно наиболее распространяется в период социально-экономической нестабильности в обществе.
Авторханов А. Технология власти. - M., 1991; Бабкин В., Селиванов В. Народ и власть. - К., 1996; Бебик В. М. Политология: теория, методология, практика: Учебник - К., 1997; Головатый M. Ф. Политическая психология. - К., 2001; Доценко Е. Л. Психология манипуляции. - M., 1997; Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб., 1896; Цуладзе А. М. Политические манипуляции или покорение толпы. - М., 1999.
М. Головатый