География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

ТЕХНОГЕННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КАТАСТРОФЫ

Техногенная экологическая катастрофа - это авария технического устройства (атомной электростанции, танкера и т.п.), что приводит к весьма неблагоприятным изменениям в окружающей природной среде и, как правило, массовой гибели живых организмов и экономических убытков. Аварии и катастрофы возникают внезапно, имеют локальный характер, в то же время экологические последствия их могут распространяться на весьма значительные расстояния. Как свидетельствует опыт, техногенные экологические катастрофы возможны даже в странах с высокими технологическими стандартами, и их возникновение обусловлено комплексом различных причин: нарушением техники безопасности, ошибками людей или их бездействием, различными поломками, влиянием стихийных бедствий и т.д. Наибольшую экологическую опасность представляют катастрофы на радиационных объектах (атомные электростанции, предприятия по переработке ядерного топлива, урановые рудники), химических предприятиях, нефте - и газопроводах, транспортных системах (морской и железнодорожный транспорт), плотинах водохранилищ и т. п.

Крупнейшая в истории человечества катастрофа техногенного характера, приведшая к трагическим последствиям, произошла 26 апреля 1986 г. на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС в Украине. От острой лучевой болезни погибли 29 человек, эвакуированы более 120 тыс., общее число пострадавших превысило 9 млн человек. Следы чернобыльской «события» в генном аппарате человечества, по свидетельству медиков, исчезнут лишь через 40 поколений. Общая площадь радиоактивного загрязнения составила уже в первые дни после аварии ок. 200 тыс. км2, охватив многие районов Украины, Белоруссии, а также Брянскую, Калужскую, Тульскую и другие области Российской Федерации. Заметное выпадение радионуклидов достигло Болгарии, Польши, Румынии, ФРГ и других стран. Несмотря на длительный срок после аварии, чернобыльский синдром, как и раньше, блокирует позитивное восприятие атомной энергетики широкой общественностью развитых стран. До чернобыльской аварии в 1986 г. самой тяжелой в ядерной энергетике считалась авария 1979 г. на американской АЭС Тримайл-Айленд близ г. Гаррісберга (штат Пенсильвания). Защитная оболочка реактора, которая сохранилась, предотвратила тяжелым экологическим последствия от этой аварии. Однако населению и окружающей природной среде был нанесен очень серьезный экологический ущерб. Из 30-километровой зоны стихийного бедствия было эвакуировано все население. Крупная авария произошла 29 сентября 1957 г. в Челябинской области вблизи г. Киштима на оборонном предприятии, которое было построено сразу после войны для создания атомной оружия. Взрыв произошел в бетонных емкостях для жидких отходов, что привело к выброса радиоактивных продуктов распада в атмосферу с последующим их рассеянием и осаждением на площади более 15 тыс. км2.

Очень опасны и тяжелы по своим экологическим последствиями крупные аварии и катастрофы на химических объектах. В этих случаях происходит заражение ядовитыми веществами всего приземного слоя атмосферы, водных источников, почв. При высоких концентрациях ядовитых веществ наблюдается массовое поражение людей и животных. Большая экологическая катастрофа произошла на химически опасном объекте в Бхопале (Индия). Здесь 3 декабря 1984 г. на фабрике по производству пестицидов, что принадлежит американской компании «Юнион Карбайд», произошла утечка из стальных цистерн ядовитой смеси фосгена и метилізоціанату в количестве более 30 т. В результате аварии погибли 3 тыс. человек, ок. 20 тыс. ослепли и у 200 тыс. человек отмечались серьезные поражения головного мозга, параличи и т.д. У потомства, появившегося на свет после катастрофы, наблюдались многочисленные случаи увечий. Катастрофа произошла за грубое нарушение техники безопасности, ее усилила необученість персонала действиям в аварийных ситуациях. Широкую огласку получила экологическая катастрофа на химическом производстве в г. Севезо (Италия). 10 июля 1976 г. в результате ошибки со стороны персонала произошла утечка ок. 2,5 кг надтоксичної вещества диоксина (тетрахлор-дібензодіоксину), что характеризуется канцерогенным, тератогенным (патологическое действие на новорожденных) и мутагенным действием. Вследствие аварии в нескольких сотен людей развилось тяжелое кожное заболевание, десятки тысяч животных, что отравились, были забиты. По оценкам специалистов-экологов, действие диоксина будет проявляться еще в течение двух-трех десятилетий, поскольку это вещество способно в течение длительного времени сохранять свою токсичность.

Примером экологических катастроф, связанных с морскими транспортными системами, есть литье 16 тыс. т мазута с танкера «Глобе Асимі», что произошло в порту Клайпеда 21 ноября 1971 г. Эта катастрофа негативно отразилось на экосистеме Балтийского моря. Резко уменьшилось численность фітопланктона и его видовое разнообразие, было нарушено естественное воспроизводство, загрязненные миграционные пути. В мире известны и другие крупнейшие катастрофы морских судов, повлекшие нефтяное загрязнение Мирового океана. Так, в результате катастрофы танкера «Эксон валдис» (1989) у воду вылилось 50 тыс. т нефти; в августе 1983 г. загорелся и затонул танкер «Кастіло де Бельвер», в океан попало 250 тыс. т нефти; неподалеку от французского порта Бордо в марте 1978 г. затонул супертанкер «Амоко Надежда», пролилось 230 тыс. т сырой нефти, которая образовала на поверхности воды наибольшую нефтяное пятно в истории судоходства, погибли сотни тысяч морских птиц и других животных. В России, несмотря на существенное снижение объемов и темпов производства в последние годы, наметилась устойчивая тенденция роста числа техногенных аварий и катастроф. Так, в 1993 г. на территории России произошли 134 аварии и катастрофы с экологическими последствиями, в которых погибли 1050 человек. В основном это аварии на воздушном и железнодорожном транспорте (при столкновении составов с опасными грузами), а также аварии и катастрофы, связанные с выбросами ядовитых газов - аммиака и пропана, со взрывами метана на угольных шахтах, взрывами нефте - и газопроводов.