ТЕХНОГЕННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КАТАСТРОФЫ
Техногенная экологическая
катастрофа - это
авария технического устройства (атомной электростанции, танкера и т.п.), что
приводит к весьма неблагоприятным изменениям в окружающей природной среде и,
как правило, массовой гибели живых организмов и экономических убытков. Аварии и
катастрофы возникают внезапно, имеют локальный характер, в то же время
экологические последствия их могут распространяться на весьма значительные расстояния. Как
свидетельствует опыт, техногенные экологические катастрофы возможны даже в странах с
высокими технологическими стандартами, и их возникновение обусловлено комплексом
различных причин: нарушением техники безопасности, ошибками людей или их
бездействием, различными поломками, влиянием стихийных бедствий и т.д. Наибольшую
экологическую опасность представляют катастрофы на радиационных объектах (атомные
электростанции, предприятия по переработке ядерного топлива, урановые рудники),
химических предприятиях, нефте - и газопроводах, транспортных системах (морской
и железнодорожный транспорт), плотинах водохранилищ и т. п.
Крупнейшая в истории человечества катастрофа
техногенного характера, приведшая к трагическим последствиям, произошла 26 апреля
1986 г. на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС в
Украине. От острой лучевой болезни погибли 29 человек, эвакуированы
более 120 тыс., общее число пострадавших превысило 9 млн человек. Следы
чернобыльской «события» в генном аппарате человечества, по свидетельству медиков,
исчезнут лишь через 40 поколений. Общая площадь радиоактивного загрязнения составила
уже в первые дни после аварии ок. 200 тыс. км2, охватив многие
районов Украины, Белоруссии, а также Брянскую, Калужскую, Тульскую и другие
области Российской Федерации. Заметное выпадение радионуклидов достигло Болгарии,
Польши, Румынии, ФРГ и других стран. Несмотря на длительный срок после
аварии, чернобыльский синдром, как и раньше, блокирует позитивное восприятие
атомной энергетики широкой общественностью развитых стран. До чернобыльской
аварии в 1986 г. самой тяжелой в ядерной энергетике считалась авария 1979 г. на
американской АЭС Тримайл-Айленд близ г. Гаррісберга (штат Пенсильвания).
Защитная оболочка реактора, которая сохранилась, предотвратила тяжелым экологическим
последствия от этой аварии. Однако населению и окружающей природной
среде был нанесен очень серьезный экологический ущерб. Из 30-километровой
зоны стихийного бедствия было эвакуировано все население. Крупная авария произошла 29
сентября 1957 г. в Челябинской области вблизи г. Киштима на оборонном
предприятии, которое было построено сразу после войны для создания атомной
оружия. Взрыв произошел в бетонных емкостях для жидких отходов, что привело к
выброса радиоактивных продуктов распада в атмосферу с последующим их рассеянием и
осаждением на площади более 15 тыс. км2.
Очень опасны и тяжелы по своим экологическим
последствиями крупные аварии и катастрофы на химических объектах.
В этих случаях происходит заражение ядовитыми веществами всего приземного
слоя атмосферы, водных источников, почв. При высоких концентрациях ядовитых
веществ наблюдается массовое поражение людей и животных. Большая экологическая
катастрофа произошла на химически опасном объекте в Бхопале (Индия). Здесь 3
декабря 1984 г. на фабрике по производству пестицидов, что принадлежит американской
компании «Юнион Карбайд», произошла утечка из стальных цистерн ядовитой смеси
фосгена и метилізоціанату в количестве более 30 т. В результате аварии погибли 3
тыс. человек, ок. 20 тыс. ослепли и у 200 тыс. человек отмечались серьезные
поражения головного мозга, параличи и т.д. У потомства, появившегося на свет
после катастрофы, наблюдались многочисленные случаи увечий. Катастрофа произошла
за грубое нарушение техники безопасности, ее усилила необученість персонала действиям
в аварийных ситуациях. Широкую огласку получила экологическая катастрофа на
химическом производстве в г. Севезо (Италия). 10 июля 1976 г. в результате ошибки
со стороны персонала произошла утечка ок. 2,5 кг надтоксичної вещества диоксина
(тетрахлор-дібензодіоксину), что характеризуется канцерогенным, тератогенным
(патологическое действие на новорожденных) и мутагенным действием. Вследствие аварии в
нескольких сотен людей развилось тяжелое кожное заболевание, десятки тысяч
животных, что отравились, были забиты. По оценкам специалистов-экологов, действие диоксина
будет проявляться еще в течение двух-трех десятилетий, поскольку это вещество способно
в течение длительного времени сохранять свою токсичность.
Примером экологических катастроф,
связанных с морскими транспортными системами, есть литье 16 тыс. т мазута с танкера
«Глобе Асимі», что произошло в порту Клайпеда 21 ноября 1971 г. Эта катастрофа
негативно отразилось на экосистеме Балтийского моря. Резко уменьшилось
численность фітопланктона и его видовое разнообразие, было нарушено
естественное воспроизводство, загрязненные миграционные пути. В мире известны и другие
крупнейшие катастрофы морских судов, повлекшие нефтяное загрязнение
Мирового океана. Так, в результате катастрофы танкера «Эксон валдис» (1989) у
воду вылилось 50 тыс. т нефти; в августе 1983 г. загорелся и затонул танкер
«Кастіло де Бельвер», в океан попало 250 тыс. т нефти; неподалеку от
французского порта Бордо в марте 1978 г. затонул супертанкер «Амоко Надежда»,
пролилось 230 тыс. т сырой нефти, которая образовала на поверхности воды наибольшую
нефтяное пятно в истории судоходства, погибли сотни тысяч морских птиц и
других животных. В России, несмотря на существенное снижение объемов и темпов
производства в последние годы, наметилась устойчивая тенденция роста числа
техногенных аварий и катастроф. Так, в 1993 г. на территории России произошли 134
аварии и катастрофы с экологическими последствиями, в которых погибли 1050 человек. В
основном это аварии на воздушном и железнодорожном транспорте (при столкновении составов
с опасными грузами), а также аварии и катастрофы, связанные с выбросами
ядовитых газов - аммиака и пропана, со взрывами метана на угольных шахтах,
взрывами нефте - и газопроводов.