Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 2 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 83

Тема. Расположение слов в алфавитном порядке. Работа с орфографічним словарем

 

Цель: закрепить знания украинского алфавита и умение упорядочивать слова по алфавиту; учить пользоваться орфографічним словарем; воспитывать настойчивость в работе и внимательность.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Проверка домашнего задания (упражнение 83)

- Расскажите алфавит, правильно называя буквы.

- Прочитайте, как вы записали фамилии писателей.

- Где используется знание алфавита?

- Действительно так. По алфавиту заключаются телефонные книги, словари, справочники, реестры (списки). Даже список учеников нашего класса в документах заключен по алфавиту. Посмотрите в наш классный журнал: Борисенко Кристина, Борисов Кирилл, Василенко Александр, в середине списка Омельченко Маргарита, а замыкают список Торкаєнко Екатерина и Шеванов Кирилл. Думаю, что вы убедились в необходимости знать алфавит.

 

III. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы будем упражняться в расположении слов по алфавиту, будем учиться пользоваться орфографічним словарем - быстро находить в нем нужные слова.

 

IV. Работа над изучением нового материала

1. Работа с орфографічним словарем

- Рассмотрите орфографический словарь для начальных классов. Обратите внимание, что слова в нем расположены по алфавиту и в расчет берется не только первая буква, но и все последующие.

- Выпишите из словаря по три слова (по собственному выбору), которые называют предметы и отвечают на вопрос что?

2. Минутка чистопису

Ва Мы Св Ка Вязкой Ле Ви Ты Лю

- Запишите эти буквосочетания в алфавитном порядке, учитывая, где надо, на вторую букву. (Ва Ви Вязкой Ка Ле Лю Мы Св Ты)

3. Физкультминутка

4. Комментируемое письмо (упражнение 85)

Запишите слова в алфавитном порядке, принимая во внимание первую и вторую буквы и слове. Обозначьте ударение. (Определенно, улица, крыльцо, пуговица, диктант, дятел, жаворонок, олень, красный, четырнадцать)

 

V. Сакріплення изученного материала

1. Игра «Алфавитный цепочка»

- Каждый ученик называет по букве алфавита слово, что означает название животного. Например, а - акула, б - барсук и др. Если ученик не может назвать животное, называет лишь букву.

Надо создать как можно длиннее цепочку слов. (Антилопа, бобер, волк, голубь, овод, дятел, журавль, зебра, индюк, еж, ерш, карась, лиса, обезьяна, носорог, орел, паук, рысь, улитка, тигр, удав, фазан, суслик, цап, цапля, шимпанзе, крысы, ястреб)

2. Самостоятельная работа по вариантам (упражнение 86)

- Запишите названия украинских городов по алфавиту. Обратите внимание, что название одного города попала к упражнения ошибочно. Какого именно? (Горловка, Донецк, Запорожье, Канев, Киев, Ровно, Харьков. Нью-Йорк - город американское, а не украинское.)

 

VI. Итог урока

- Где используется знание алфавита?

- Как определить, какое слово будет стоять в алфавитном списке ранее - весна или весело?

- Докажите, что слово радость стоит в орфографическом словаре раньше, чем слово радоваться.

 

VII. Домашнее задание с инструктажем

Упражнение 87.