Основные профессионально-методические умения студентов-практикантов
Во время педагогической практики студент-практикант должен овладеть основами
конструктивно-планировочных, коммуникативно-обучающих, организационных и
исследовательских умений и реализовать их в условиях самостоятельной работы в таком
объеме:
1.
Конструктивно-планировочные умения:
□ составлять
планы-конспекты отдельных уроков и серии уроков по теме (модулю) учетом
различных условий обучения (средний или старший этап) и уровня подготовки учащихся;
определять цели и задачи каждого урока с учетом этапа обучения;
□ выбирать
эффективные приемы достижения сформулированных целей с учетом возрастных
особенностей учащихся за состоянием обучения:
□ определять
типы упражнений и последовательность их выполнения в соответствии с этапами овладения
речевыми умениями и навыками, а также с учетом трудностей усвоения
учебного материала и уровня подготовленности учащихся;
□ использовать
реальные и проектировать учебные речевые ситуации, а также соответствующий им
речевой материал для восприятия и усвоения языковых единиц, изучаемых
и их применения в речевой деятельности;
□ проектировать
и создавать необходимые наглядные пособники и технические средства обучения для
проведения уроков;
□ составлять
план и сценарий вне классного мероприятия с украинского языка.
2.
Коммуникативно-обучающие умения:
□ устанавливать
и поддерживать разнообразные речевые контакты: учитель - класс, учитель -
ученик, ученик - ученик и т.д.;
□
определять объекты контроля речевой деятельности учащихся и подбирать соответствующие
им методические приемы, в том числе тестовые задания;
□ исправлять
ошибки учеников, понимать их характер и использовать речевой способ
исправления (перепитування, зрительная, вербальная и схематическая наглядность,
экстралингвистические средства и т.д.).
3. Организационные
умения:
□ организовывать
выполнение намеченного плана;
□ обеспечивать
речевая деятельность учащихся на уроках украинского языка;
□ вносить
методически оправданные коррективы в планы уроков с учетом условий обучения;
□ учить
учеников наиболее рациональных приемов самостоятельной работы;
□ рационально
сочетать коллективные (фронтальные, групповые, парные) и индивидуальные формы
работы с учетом особенностей каждой из них и этапа обучения;
□ проводить
учебные игры с учетом возрастных особенностей учащихся и этапа обучения;
□ осуществлять
разнообразные приемы активизации учащихся в зависимости от их возрастных особенностей;
□ методично
целесообразно использовать традиционные наглядные пособия, аудиовизуальные аудіативні
и визуальные технические средства обучения;
□ проводить
внеклассные мероприятия с украинского языка, организовывать их в соответствии с
составленного плана и сценария.
4. Развивающе-воспитательные
умения:
□ реализовывать
общеобразовательный, развивающий и воспитательный потенциал речевого материала
урока или серии уроков;
□ формировать и
развивать интеллектуальную и эмоциональную сферы личности ученика, его познавательные
интересы;
□ решать средствами
языка и литературы задачи нравственного, культурного, эстетического, гуманистического
воспитание учащихся.
5. Исследовательские
умения:
□ изучать отношение
учащихся к предмету и выявлять уровень сформированности их речевых навыков и
умений;
□ проводить с
учетом этапа обучения методический анализ языкового материала с целью
прогнозирования возможных трудностей его усвоения и отбора оптимальных путей
предупреждение ошибок;
□ проводить
наблюдения и комплексный анализ посещенных уроков с теоретическим
обоснованием различных сторон учебной деятельности;
□ наблюдать,
анализировать и обобщать опыт учителей и студентов, переносить эффективные
приемы и формы работы в практику своей педагогической деятельности;
□ изучать методическую
литературу и теоретически осмысливать учебный процесс в форме выступлений на
методических семинарах, а также совершенствовать свою работу, используя новые
формы и приемы обучения.