География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА

МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

СТРУКТУРА МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ

В международной торговле ведущую роль играют промышленно развитые страны Северной Америки и Западной Европы, Япония, Израиль, Австралия, Новая Зеландия и Южная Африка. На эти страны приходится значительная часть мирового производства товаров и услуг и большая часть выпуска товаров массового производства. Бл. 80 % экспорта из промышленно развитых стран идет на рынки других промышленно развитых стран; более 70 % экспорта из развивающихся стран, также поступает на рынки развитых стран. Очень большие страны удовлетворяют значительную часть своих потребностей за счет внутреннего производства; объем внешней торговли по сравнению с объемом производства в США и странах бывшего СССР небольшой. Однако США ощутимо влияет на торговлю в связи с огромным объемом производства товаров и услуг.

В странах со средним по численности населением, таких, как Великобритания, Франция, Япония, Германия и Италия, объем внешней торговли составляет от 10 % до 20 % совокупного производства (т.е. стоимости валового национального продукта); в малых странах типа Нидерландов, Бельгии, Чехии и Венгрии этот показатель достигает 40 %. Объем внешней торговли развивающейся страны, зависит от того, специализируется ли она на экспорте отдельного товара, или пытается развивать многоотраслевое хозяйство. Так, Турция, которая относится ко второй категории стран, экспортирует лишь 5 % от общего объема производства. Из большинства стран с ярко выраженной специализацией экспортируется около половины общего объема производства, а Саудовская Аравия, которая специализируется на нефтедобыче, экспортирует 80 % добытой нефти. Однако, за исключением случаев специализации на производстве жизненно важных продуктов типа нефти, зависимость страны от реализации на мировом рынке одного-единственного продукта связана с большим риском. Несмотря на это в мире есть несколько стран, развитие экономики которых идет именно таким путем.