Экономика
Файлы
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ

Раздел V

Пробуждение национального сознания

украинского народа

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ И КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС В УКРАИНЕ

В НАЧАЛЕ ХХ ст.

 

Сейчас дело благотворительности поддерживают отечественные предприниматели. В начале ХХ в. активизируется революционное процесс. Его составной частью стал творческий багаж как российских, так и европейских художников. В Украину широким потоком входили передовые идеи научной и философской мысли. Обострилось противостояние между двумя крупными направлениями сторонников “чистого” искусства и поклонников идейно-революционного толка.

Сторонники “чистого” искусства брали за основу мотивы, связанные с идеалистическим видением села и крестьянства. Писатели революционно-демократического направления ориентировали свое творчество на рабочий класс и різночинну интеллигенцию. Этим активно пользовались большевики, которые на страницах своей прессы, в частности газеты “Правда”, пропагандировали творчество рабочих писателей, таких как А. Шабленко, Т. Романченко, П. Махиня, А. Чижик, поскольку они показывали рабочий класс как революционную преобразующую силу. На творчество пролетарских писателей существенно влияли марксистские идеи. Особенно труды К. Маркса и Ф. Энгельса изучали И. Франко, П. Грабовский, Леся Украинка, М. Коцюбинский. В своих произведениях они освещают тяжелую жизнь трудового люда, болезненный процесс пролетаризации, рост классового сознания и революционного активности.

Революционные события 1905-1907 гг. дали богатый материал для ряда литературных и художественных произведений. В частности повесть Г. Коцюбинского “Фата Моргана”, где он показал становление революционных выступлений, идеализм видение революционного процесса и что это дало по отсутствии надлежащей организации. В этой повести, наверное, не ставя за цель, автор показал непонимание и противоборство двух социальных групп по идеи собственной свободы.

Революцию 1905-1907 гг. приветствовали прогрессивные украинские писатели, такие как Панас Мирный поэмой в прозе “Сон” и стихом “современной музыки”, И. Франко поэме “Моисей”. Леся Украинка пишет ряд произведений революционного и сатирического звучания: “Осенняя сказка”, “Песня о волю”, “В катакомбах”, “Ошибка”. В этих произведениях он прославляет борцов, воспевает героев революции, а в стихах “Господин политик”, “Веселый господин”, “Господин народовець”, “Практический господин” едко высмеивает либеральное господа.

Украинское духовенство в начале столетия вело себя не лучше, чем вызвало пренебрежительное отношение к этой институции. Это породило ряд литературных произведений атеистического направления, где высмеивается и остро критикуется религиозная мораль, какой ее видели современники.

Острая идеологическая борьба развернулась на ниве общественных наук. Особенно активно работал М. Грушевский. В основу своего видения истории украинского народа он положил его теорию исключительности, связей с Европой, непримиримость и разные пути развития российской и украинской нации. Эти взгляды поддерживались, так и подвергались резкой критике. Противостояние этих двух позиций продолжается и сегодня.

Идеология царского правительства не хотела понимать и активно игнорировала потребность в развитии образования. Это было характерным для всей территории Российской империи. Украина не была исключением. Так, по состоянию на 1914 - 1915 гг. в Украине насчитывалось лишь 452 средние школы, которые охватывали обучением всего 140 тысяч учеников, и лишь 19 высших учебных заведений, в которых обучалось 26,7 тысяч студентов. Это составляло около 35 процентов письменного населения. Считалось, что повышение уровня образованности увеличивает свободомыслие, особенно это опасно, когда образование ведется на национальных языках. Так, в Украине до 1917 г. даже после отмены запретительных распоряжений по украинского языка 1863 - 1876 гг. и 1881 г. не было ни одной школы или высшего учебного заведения с украинским языком обучения.

Незначительные послабления, которые были сделанные царским правительством после 1905-1907 гг., позже было ликвидировано: закрыто “Просвещения”, прекращено издание литературы, чтение лекций на украинском языке, постановку театральных спектаклей; песни разрешалось петь на русском или французском языках. Так, в 1913 г. с 5283 книг, вышедших в Украине, только 176 были украинскими, а с 1914 г., начала империалистической войны, было запрещено вообще все украиноязычные издания.